Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2001 году
Философия Древнего Востока - Контрольная Работа, раздел Философия, - 2001 год - Институт Современных Знаний Витебский Филиал Кафедра Гуманитарных Наук Контро...
|
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ВИТЕБСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра гуманитарных наук Контрольная работа по дисциплине Философия На тему Философия Древнего Востока Студента II курса Голосова С.А. Зач. книжка 21252 Специальность ЗЭ00 4 г. Витебск 2001г.Тема Философия Древнего Востока ПЛАН 1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.1 ВЕДЫ 1.2 РИГВЕДЫ 1.3 УПАНИШАДЫ 1.4 БХАГАВАД-ГИТА 1.5 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 5.1 НЬЯЯ ВАЙШЕШИКА 5.2 САНКХЬЯ 5.3 ЙОГА 5.4 МИМАНСА 5.5 ВЕДАНТА 5.6 ДЖАЙНИЗМ 5.7 БУДДИЗМ 5.8 ЛОКАЯТА ЧАРВАКА 2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ 2.2 КОНФУЦИАНСТВО 2.3 ДАОСИЗМ 2.4 МОИЗМ 2.5 ЛЕГИЗМ 3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ1.1 ВЕДЫВеды - первый памятник мысли древних индийцев. Веда , в переводе с санскрита означает знание . Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее.
В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды.
Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни.
Веды делятся на четыре группы или части. Древнейшая из них - Самхиты гимны. Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов около полутора тысяч лет до нашей эры. Вторая часть Вед - Брахманы сборник ритуальных текстов. На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Араньяки лесные книги, правила поведения для отшельников. Четвертая часть Вед - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений религиозно-идеалистических и материалистических . 1.2 РИГВЕДЫРигведы - самый ранний памятник древнеиндийской культуры это сборник религиозных гимнов. Но уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов.
Откроем тексты Ригведы сомнения в существовании богов Состязаясь, спойте прекрасную песнь, Восхваляющую Индру песнь истинную, если она истинна. Нет Индры иные говорят кто видел его? Кого воспевать нам? Как известно, Индра в древнеиндийской мифологии является повелителем разных божеств дэвов. Индра - одновременно еще и повелитель молний, а также хранитель напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.
В Ригведах можно прочитать гимн Пуруше Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша Пуруша - это все, что стало и станет Чем стали уста его, чем бедра, ноги? Брахманом стали уста его, руки - кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра.
Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце, Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер, Из пупа возникло воздушное пространство, Из головы возникло небо. Из ног - земля, страны света - из слуха. Так распределялись миры. Упомянутые выше брахманы - это жреческая варна группа. Кшатрии - варна военной аристократии.
Вайшьи - варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры - низшая варна, не имеющая права на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных варн. Варны - группы впоследствии легли в основу кастовой системы. По древнеиндийской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, Я . Пуруша выступает в роли материального заполнителя Вселенной. Он повсюду одновременно существует, все заполняет.
Одновременно Пуруша - космический разум он знаток ВЕД , в него, вложена мысль. Позднее в Упанишадах он отождествляется с мировой душой - Атманом. 1.3 УПАНИШАДЫУпанишады сидеть около, т.е. у ног учителя, получая наставления или - тайное, сокровенное знание - философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником.
В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или атман. Брахман и атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии и прежде всего - веданты. В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами вода, воздух, земля, огонь, или со всем миром в целом.
В большинстве же текстов Упанишад Брахман и атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека. Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта человека и объекта природы, что нашло свое отражение в знаменитом изречении Тат твам аси Ты есть то, или Ты - одно с тем. Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции.
При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека.
Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение этим бытием определенных состояний огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу. Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня низшее и высшее.
На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.
Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и забот.
В Упанишадах проводятся различия между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ самсара и воздаяния за прошлые действия карма. Здесь выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков.
Делается также попытка с помощью нравственных принципов дхармы скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время питали философскую мысль в Индии. 1.4 БХАГАВАД-ГИТАГоворя о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита божественная песнь. В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем.
Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах.
Основу концепции составляет положение о пракрите матерри, природе, как источнике всего бытия в том числе и психики, сознания и независимом от нее чистом духе - пуруше духовном начале, именуемом также Брахманом, атманом. Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.
Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой воплощением бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные варновые функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии о тайне рождения и смерти о соотношении пракрити и природы человека о гунах трех материальных началах, рожденных природой тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало.
Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющих жизнь людей о нравственном законе дхарме исполнения долга о пути йогина человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному. 1.5
э. Вторым и третьим источником познания являются, соответственно, умозакл... Последняя рассматривает мир как объект для чувственного изучения, а с ... Система сасосовершенствования подразумевает восемь этапов 1. Овладение гармоничным дыханием пранаяма.
Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а ... Иначе говоря, все зависит от интерпретации эмпирических данных. Этические нормы учения основаны на конечности земного существования че... Жертвенность и изучение Вед считаются бессмысленным времяпровождением ... С другой стороны, последователи локаяты учат тому, что личное удовольс...
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 2.1
2.4 МОИЗММоизм был основан Мо Ди Мо-цзы, родившимся в год смерти Конфу... Отвергая конфуцианское пристрастие к старине и к традиции ритуалу, мон... Основание для такого мнения состоит в соображении, что в этих главах з... В этих главах первым и главным предметом познания объявляется окружающ... Периоду борющихся царств пришел конец. Правитель царства Цинь стал кит...
– Конец работы –
Используемые теги: Философия, Древн, Востока0.057
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Древнего Востока
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов