рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Любовь в Античной Греции

Работа сделанна в 2001 году

Любовь в Античной Греции - Реферат, раздел Философия, - 2001 год - Философия любви Любовь В Античной Греции. Древние Греки Различали Несколько Видов Любви. Это,...

Любовь в Античной Греции. Древние греки различали несколько видов любви. Это, прежде всего, конечно, Эрот, обожествленный эрос. Эрот, или эрос любовь-страсть, любовь, пограничная с безумием, безумная любовь. Древние греки так и говорили эротоманиа - безумная безрассудная любовь. Был глагол эреоманео - быть безумным от любви. Эрос - главным образом половая любовь. Отсюда эротикэ - искусство любви. Отсюда и название произведения римского поэта Левия Эротопайнион - Любовная забава, аналогичная латиноязычной поэме Овидия - Искусство любви.

Правда, любовь-страсть может быть направлена и на другое. Геродот писал о спартанском царе Павсании это не тот, который в Пире, что тот имел страсть эрота схон стать тираном всей Эллады Однако любовная страсть, как всякая страсть, редка и непродолжительна. Как все безмерное древние греки понимали неразумное, безумное как безмерное, страсть, пожирая своего носителя, пожирает себя. Более спокойна филиа.

Существительное филиа имеет свой глагол - филео - я люблю филео су - я люблю тебя , У этой любви больший спектр значений, чем у эроса. Такой любовью сложно любить многоразличное. Это, кроме того, не только любовь, но и дружба. Поэтому эротическая любовь - лишь один из видов филии. Любовь как высшая степень хорошего эмоционального отношения я к не-я колеблется между себялюбием, где не-я - это я, и друголюбием, любовью к не-я, за которой, однако, может скрываться опосредованное себялюбие, когда предмет любви филэтон сводится лишь к объекту и к средству удовлетворения себялюбия, а не рассматривается как нечто самоценное, как нечто даже более ценное, чем я. Любовь в первом смысле - любовь потребительская.

Это не настоящая любовь. Только вторая, самоотверженная, любовь истинная. Гегель не зря сказал, что настоящая любовь - это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом. Настоящая любовь самоотверженна. Она включает в себя и элемент жалости и сострадания к предмету любви.

Можно сказать Да, нет любви из жалости, Но нет любви без жалости, А если нет в ней жалости - То это просто шалости Филиа - это не столько любовь, сколько влюбчивость филерастиа. Остальные виды филии любовь к отцу филопатор - любящий своего отца, любовь к матери филомэтор - любящий свою мать, любовь к детям филопайс - детолюбивый, любовь к братьям и сестрам филадельфиа, от адельфос - брат и адельфэ - сестра, любовь к своим товарищам филетайриа, к друзьям филофилиа, вообще дружелюбие филофронэсис, любовь к своему родному городу филополи, к своим согражданам филополитэс - любящий своих сограждан, любовь к своему отечеству филопатриа, любовь к своей родине - Греции, преданность ей филеллэн - любящий Грецию, Элладу, любовь к народу филодэмос - народолюбивый, любовь к человеку филантропиа, отсюда филантропия. Филиа - любовь к наслаждению филэдониа, к славе филендоксиа, к власти филархиа. Это любовь к свободе филелеутерон, но любви к несвободе, к рабству у древних греков не было, хотя было филотюраннос - стоящий на стороне тиранов, приверженец тирании.

Филиа - любовь к прекрасному, филокалиа - любви к безобразному не было любовь к добродетели, к добру, к доброте филагатос, но возможно и стремление к пороку филопонэрос - тяготеющий к пороку в отличие от филаретос - любящий добродетель. Филиа - любовь к правде, к истине филалетейа, но возможна и любовь ко лжи филопсеустиа. Филиа - любовь к деятельности филергиа, труду филопониа, к земледелию филогеоргиа, к искусствам, ремеслам филотехниа, любовь к музам, т. е. также любовь к наукам и искусствам филомусиа. Это также любовь к богатству филоплутиа, жадность к деньгам филохрэматиа, страсть к наживе, корыстолюбие филкердейа. Филиа - любовь к общению филокойнос - любящий общение и любовь к одиночеству филеремос - любящий одиночество. Филиа - любовь к своему телу, т. е. тщательный уход за телом филосоматон, любовь к самому себе филоаутос, любовь к своей душе, к своей жизни филопсюхиа и филодзойа, однако это осуждалось как чрезмерное жизнелюбие, жалкая привязанность к жизни, как источник трусости и рабства.

Кроме эроса и филиа были у эллинов и другие термины, обозначающие любовь.

Это производные от филии термины филосторгиа - нежная любовь, горячая привязанность, филотэс - дружба, привязанность, любовь.

Еще более мягкой, чем филиа, любовью является, возможно, агапэсис - любовь-влечение. Во времена вечерней зари языческой культуры и утренней зари христианской эта любовь приняла форму агапэ - новозаветной любви агапы - братские трапезы у ранних христиан. Среди видов филии была и любовь к мифам филомютос - любящий сказания, мифы. Древнегреческая мифология, как известно, богата образами, сюжетами, легендами, из нее черпали свои темы многие древнегреческие трагики, поэты, писатели-прозаики, художники, скульпторы Мифология - антропоморфична.

В мифологии люди, не зная законов природы, подлинных причинно-следственных отношений в мире, объясняли явления поверхностно, связывая их ассоциативно, по аналогии со своими отношениями и свойствами.

Совершалась великая метафора - перенос на природу человеческих свойств и отношений, отчего, поскольку самой природе это человеческое чуждо, то переносимое на природу человеческое накапливалось над природой, образуя сверхприродный, сверхъестественный мир олицетворяющих те или иные природные, а также и некоторые общественные явления сверхъестественных существ, богов, демонов и т.д. И даже если эти существа внешне не похожи на людей, зооморфны или чудовищны, они все равно думают, говорят и действуют как люди, руководствуются человеческими мотивами.

Это неявный антропоморфизм. Была мифологизирована и обожествлена и любовь. В Древней Греции она мифологически была представлена в образах нескольких мифологических существ. Это, прежде всего Афродита и Эрот в Риме соответственно Венера и Амур. Афродита - богиня любви и красоты.

Ей приписывалась большая роль. Ей подчинено почти все живое. Афродита даже сводит богов с женщинами, а богинь - с мужчинами. Имел свой мифологический образ и эрос. Это Эрот - сын Афродиты по некоторым версиям, Артемиды, изменившей своей девственности. Тот хорошенький, шаловливый и безжалостный мальчик с крылышками, с луком и стрелами любви, которые он по своему капризу пускает то в богов, то в людей плод эллинистического искусства, вначале же Эрота изображали в виде необработанной каменной глыбы. Гомер не упоминает Эрота в числе богов.

Это - безличная сила, влекущая друг к другу богов и людей противоположного пола. И здесь мы находим переход к философии. Среди видов филии была и любовь к познанию. Это филоматейа - любовь к знанию, любознательность матэма - знание, учение, наука, отсюда математика, филологиа - любовь к ученым беседам, занятиям, отсюда филология однако логос означал не всякое слово, а только ученое, разумное, отсюда и иной смысл термина филологиа, чем это принято теперь, филопеустиа - пытливость, любопытство наконец, философиа - любовь к знанию, любознательность исследование, учение, наука любовь к мудрости, философия философское учение.

Глагол философео означал любить знания, быть любознательным, мудро рассуждать, а существительное философос образованный, просвещенный человек, ученый, любитель мудрости Философия, возникнув из мифологического мировоззрения под влиянием окрепшего в самой жизни, а также в сферах специального знания интеллекта, логоса логос нельзя отождествлять с философией, логос - то, благодаря чему существует философия, все же смогла до конца изжить антропоморфизм.

Им философы как бы затыкали дыры в своих философских системах. Для этого употреблялись и остающиеся, в сущности, мифологическими образы любви, прежде все Афродиты, Эроса, Филии. Древнегреческий предфилософ Гесиод, не умея объяснить движущую силу космогонического процесса, процесса происхождения и развития космоса а кто может это объяснить находит эту силу в космическом, вселенском эросе.

Образ Эрота был философски осмыслен Платоном в Пире. Участвующий в этой беседе Сократ устами которого говорит Платон, избегавший в своих сочинениях высказываться от своего имени принимает, в сущности, мысль Павсания о двух Эротах вульгарном, земном и возвышенном, небесном хотя и не использует этой терминологии, наполняя ее идеалистическим содержанием в духе учения Платона о двух мирах, земном, физическом, чувственном и небесном, идеальном, мыслимом.

В платоновском диалоге Пир Сократ по-своему развивает образ Эрота, говоря, правда, что все это он слышал от некоей мудрой женщины Диотимы, которая просветила его в том, что касается любви. Эрот сам по себе не прекрасен и не добр, но он и не безобразен и не подл, он сам по себе не мудр и не невежествен. Эрот находится посередине между этими крайностями. Он как бы единство противоположностей. Такова, говоря нашим языком, диалектическая природа Эрота. Эрот - сын бога богатства Пороса и богини бедности была и такая богиня! Пении отсюда пени. Будучи сыном столь непохожих родителей, Эрот противоречив.

Эрот не просто некая золотая середина между прекрасным и безобразным, между мудростью и невежеством. Эрот - стремление от худшего состояния к лучшему. Эрот - это любовь к прекрасному, а мудрость - одно из самых прекрасных на свете благ, поэтому Эрот в изображении Сократа - Платона - любитель мудрости, философ. Так Платон объясняет высший смысл термина философия, введенного в обращение Пифагором VI в. до н. э который исходил из того, что людям доступно только стремление к мудрости, но не сама мудрость.

У Сократа - Платона Эрот - сверхъестественное существо, демон - посредник между богами и людьми. Далее Сократ доказывает, что любовь к прекрасному - это любовь к своему благу, любовь к вечному обладанию этим благом, любовь к бессмертию. Но люди смертны. Та доля бессмертия, которую дали людям бессмертные боги способность к творчеству а это все, что вызывает переход из небытия в бытие, к рождению рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. Однако стремление к прекрасному имеет и более высший смысл.

Это стремление к идеальному, небесному, точнее говоря, занебесному миру. Эрот здесь уже не просто посредник между людьми и богами это все же мифологический аспект Эрота у Сократа - Платона, а посредник между физическим и идеальным мирами, само стремление к прекрасному как таковому, к идее прекрасного.

Обыватель любит прекрасные вещи, прекрасные тела. Но философ любит прекрасное само по себе. Оно чисто, прозрачно, беспримесно, не обременено человеческой плотью, красками и всяким бренным взором, оно божественно и единообразно. Увидев хоть раз такое прекрасное, человек не может уже жить прежней жалкой жизнью. Такой человек родит уже не призраки добродетели, а саму добродетель, не призраки истины, а саму истину Так, рассказывает Сократ, сказала мне мудрая Диотима, и я ей верю. А, веря ей, я пытаюсь уверить и других, что в стремлении человеческой природы к такому уделу у нее вряд ли найдется лучший помощник, чем Эрот. Поэтому я утверждаю, что все должны чтить Эрота Таков образ Эрота в философской системе идеалиста Платона.

За всеми видами любви к родителям, к детям, к женщине, к мужчине, к отечеству, к труду, к поэтическому и правовому творчеству и т. д. и т. п. должна стоять высшая любовь - любовь к миру вечных и неизменных идей, к высшему миру добра как такового, красоты как таковой, истины как таковой.

Это и есть то, что обычно называют платонической любовью, неверно понимая под этим несексуальную любовь мужчины и женщины. Такой любви быть не может, а если и возникают такие отношения между ними, то это не любовь, а дружба. Все же в Древней Греции и позднее в Риме любовь ценилась высоко. В Пире содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и о ее положительном нравственном содержании. Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия любви

Философский анализ любви разворачивается в двух основных направлениях описание конкретных многообразных видов любви от наиболее отчетливых ее видов… Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и… Детство человеческой любви Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь - вынес ли ее человек из животного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Любовь в Античной Греции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Детство человеческой любви
Детство человеческой любви. Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь - вынес ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее. Многие считают, что любовь родилась п

Идеал любви христианско-византийского мира
Идеал любви христианско-византийского мира. Если сегодня, когда история христианства уже насчитывает две тысячи лет, мы зададимся вопросом, каков же главный вклад его в человеческую культуру, то, п

Тема любви в философской культуре нового времени
Тема любви в философской культуре нового времени. В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого интереса ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из-под контроля цер

Сущность любви - тема философского размышления
Сущность любви - тема философского размышления. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого чело

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги