рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Классическая философия права

Классическая философия права - раздел Философия, Философия права Классическая Философия Права. Кантианская Философия Права. Философия Права Им...

Классическая философия права. Кантианская философия права. Философия права Иммануила Канта 1724 1804 в систематическом отношении примыкает к Критике практического разума. Кант считает возможной независимую от опыта философию права и разрабатывает эту философию, обосновывая нормативные принципы права a priori. Сначала он ведет речь об априорных основаниях правового строя.

Согласно Канту, существуют определенные чистые от опыта представления сознания, наблюдения и идеи, данные человеку от опыта a priori и необходимые для того, чтобы опыт был возможен, чтобы он протекал в формах, доступных человеческому пониманию. Само понятие права Кант считал априорным, однако это не означает, что его суть является непосредственно доступной познанию Понятия, данные в a priori, например, право, причина, субстанция, справедливость и т. д строго говоря, не поддаются дефиниции Кант И. Критика чистого разума.

М. Мысль. 1994. С. 431 Кант понимал, что проблема правопонимания столь важна сама по себе, сколь важно ее правильно поставить, сформулировать. Вопрос о том писал он что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такое истина. Индивид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать господином самому себе и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора.

Но далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации категорического императива, сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье.

Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой, выполнения этих предписаний. Истинное призвание права надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Для этого право наделяется принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву такое нужное ему свойство способно лишь государство исконный и первичный носитель принуждения.

Кант многократно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения грозит потерей доверия и уважения своих граждан. Кант не считал, что его концепция имеет отношение к праву.

Его собственное понимание права было иным право, утверждал он, относится к области практического, а не критического разума, к которой принадлежат априорные знания. Его последователи восприняли не кантовскую, а неокантианскую философию, которая считала, что априорные знания существуют и в области практического разума Лукич, Радомир. Методология права. М, 1981. С. 76 Гегельянская философия права.

Специфический смысл философии права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 1770 1831, как отмечается В. С. Нерсесянцем, раскрывается в его расхождении с естественно-правовой концепцией Канта. Достижения гегелевской философской мысли в области социальных, политических и правовых проблем отражены в работе Философия права. Философия права, представляющая собой философскую науку о праве, является частью философии Гегель Г. В. Ф. Философия права. М. Мысль. 1990. С. 60 а именно той частью, которая принадлежит философии объективного духа. Раскрытие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных, от абстрактного права - к моральности, а затем к нравственности семье, гражданскому обществу и государству.

В утверждении о том, что со ступени объективного духа начинается проблематика философии права, Гегель ссылается на анализ всего предшествующего развития духа. Философия права в качестве части философии имеет определенную исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет ее так называемое доказательство.

Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как данное Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 60 Понятия права и свободы, как исходные моменты и содержание объективного духа, подготовлены в ходе развития субъективного духа. В этом смысл гегелевской отсылки к предшествующим разделам своей системы философии.

Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе осуществления, объективации понятия права. Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом законодательством, имеет дело, по его характеристике, лишь с противоречиями. Задача философии права состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого раскрывается в Философии права. В структуре политико-правового содержания гегелевской философии права можно выделить два компонента 1. конкретно-исторический компонент исторически конкретные политические и правовые взгляды, развитые Гегелем в Философии права 2. теоретический компонент совокупность политически значимых концептуальных положений, вытекающих из гегелевского применения диалектики в сфере политики Тихонравов Ю. В. Основы философии права Учебное пособие. М Вестник. 1997. С. 449 Сам Гегель, говоря о своеобразии собственного философского рассмотрения проблем права и государства в Философии права, акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения.

Понятие права самоуглубляется и движется от абстрактного к наивысшему, то есть, к конкретному, истинному.

В ходе этого движения абстрактные формы обнаруживают свою несостоятельность и как неподлинные и неистинные, снимаются. Своеобразие философии права Гегеля наряду с принципиальными особенностями его диалектического метода во многом обусловлено и той спецификой, которая присуща его концепции правопонимания.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода составляет основное определение воли. Понятие право употребляется в гегелевской философии права в трех значениях 1. право как свобода идея права 2. право как определенная ступень и форма свободы особое право 3. право как закон позитивное право. 1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, свобода и право выражают единый смысл в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения свободы и права опосредуются через диалектику свободной воли. 2. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав от абстрактных форм до конкретных.

Каждая ступень конкретизации права есть определенное наличие свободной воли, а, следовательно, и особого права.

Эти особые права даны исторически и хронологически одновременно. Они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. На вершине иерархии особых прав стоит право государства, над которым возвышается лишь право мирового духа. Окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени. 3. Право как закон позитивное право является одним из особых прав. Гегель пишет То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть, определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон посредством этого определения право есть вообще позитивное право Гегель Г. В. Ф. Философия права.

С. 247 Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.

Предметом законодательства могут быть только внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. Различая право и закон, Гегель одновременно стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он превращение различия между естественным или философским правом и позитивным правом в противоположность и противоречие между ними Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 62 Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право.

Закон по понятию - это конкретная форма выражения права. Специфика философии права Гегеля проявляет себя в стремлении доказать неистинность и недействительность различения права и закона. В гегелевском учении тремя основными уровнями развития права являются 1. абстрактное право включает в себя проблематику собственности, договора и неправды учение о морали умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть учение о нравственности семью, гражданское общество и государство 2. мораль 3. нравственность.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных, на наш взгляд, несколько опережая свое время. В философии права Гегеля мысль о полисном правлении о полисе государстве как высшей и совершенной форме общения синтезируется с доктриной господства права. Само государство, по его мнению, есть правовое образование.

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Оно давало широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических, оппозиционных воззрений. Марксистская философия права. Концепция Карла Маркса 1818 1883 и Фридриха Энгельса 1820 1895 в своей трактовке права не отрицает его связи с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, а также не считает право только функцией экономического процесса.

Марксизм считает позитивное право вторичной реальностью, отражением истинного положения дел, выражающегося в определенных общественных отношениях. Именно воля господствующего класса выполняет в марксизме роль естественного права. Право как мера свободы определяется экономическими отношениями, в которых коренится правовая природа вещей, то есть социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью, и требующая законодательного закрепления.

Правовые нормы возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внутри общества, к ее сосредоточению в руках небольшой его части, то есть в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности. Во все времена существовали все виды свободы, но только в одних случаях - как особая привилегия, в других как всеобщее право Маркс К Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. С. 55 Марксистская философия права это широкое направление, включающее разнообразные внутренние школы, среди которых одной наиболее значительной является марксистско ленинская философия права.

В основе марксистско-ленинской философии права лежит тезис о том, что право является выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Сущность права заключается в его классовости и материальной обусловленности.

Всякое право это применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле неодинаковы, не равны друг другу. При равном труде, при равном участии в общественном потребительском фонде один получает на самом деле больше, чем другой, и окажется богаче другого. Чтобы избежать всего этого, право вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным, учитывать естественное неравенство людей Маркс К Энгельс Ф. Сочинения.

Т. 19. С. 16 Конкретизируя положения Маркса, Владимир Ильич Ленин 1870 1924 пишет, что право отмирает полностью тогда, когда общество осуществит правило от каждого по способностям, каждому по потребностям, то есть когда люди настолько привыкнут соблюдать основные правила общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 94 В соответствии с марксистско-ленинской концепцией в основе возникновения права, его функционирования и неизбежного отмирания лежат классово экономические причины. 2 Право и мораль.

Право и договор Мораль - это форма духа, которая возникает непосредственно из угасания одержимости религиозной идеи. Когда люди перестают видеть ясный смысл в совместном существовании, главной силой, удерживающей их в рамках общественно приемлемого поведения, становится абстрактное внутреннее чувство, позволяющее различить что хорошо, а что дурно Тихонравов Ю. В. Основы философии права.

С. 401 В ряде случаев на фоне кризиса исходной религиозной идеи возникает ситуация религиозного плюрализма. Множество религий, выдвигая различные требования к человеческой активности, разрушают единство и стабильность общества. Результатом конкуренции религий становится выделение системы таких требований, которые всеобщи для большинства религий.

Данная система и есть мораль. Мораль, таким образом, вбирает в себя все известные в данном обществе требования различных религий, которые способствуют единству и стабильности данного общества. Право формируется как превращенная мораль только в тех случаях, когда моральный кризис общества сопровождается отсутствием почвы для формирования исторических традиций или когда присутствует множество различных, в том числе и исключающих друг друга обычаев. Достаточно часто путаница в разрешении вопроса о соотношении права и морали основывается на неразличении морали и нравственности.

Моральность каких-либо требований, как и их правовой характер, являются лишь признаками формы этих требований, но не их содержания. По содержанию одно и то же требование может быть моральным и правовым, в зависимости от того, в какой форме оно выражается в форме абстрактного внутреннего императива или в форме внешнего силового требования. Нравственность это характеристика содержания требования.

В этом плане и правовые и моральные требования могут быть безнравственными, т. е. такими, которые исключают ситуации, в которых индивид должен жертвовать своими интересами ради интересов других людей. Однако право и мораль могут расходиться в своих требованиях, и тогда возникают вопросы законно ли следовать морали и морально ли соблюдать закон Мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям, и осуждает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан.

Это осуждение относится и к тем случаям, когда нарушаются морально безразличные правовые нормы нормы, определяющие структуру организаций и порядок их деятельности, порядок ведения протокола судебного заседания и т. п Однако там, где выполнение таких действий входит в чьи-либо обязанности работников суда, нотариальной конторы, нарушение указанных норм медлительность, небрежность влечет моральное порицание виновных в этом работников Общая теория права Учебник для юридических вузов Под общ. ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд испр. и доп. М. Издательство МГТУ им. Баумана. 1996. С. 108 Ряд правовых норм закрепляет моральные нормы и стимулирует их выполнение юридическими санкциями.

Это относится к большинству норм уголовного права и иных норм, которые содержат запрет совершать наиболее вредные и опасные для общества деяния и определяют меры воздействия, применяемые к нарушителям таких запретов. Некоторые юридические дела невозможно решить без учета моральных норм, конкретизирующих правовые нормы.

Например, нормы уголовного права, определяющие ответственность за хулиганство, за оскорбление личности или клевету, а также нормы гражданского права, определяющие ответственность нанимателя жилого помещения, делающего невозможным для других проживание с ним в одной квартире доме. Соответствующие нормы бланкетны в том смысле, что их содержание может быть раскрыто лишь с помощью норм морали. Безусловно, отсылки как таковой к иному нормативному акту в данном случае быть не может, но субъект, применяющий право будет вынужден апеллировать к своим собственным моральным принципам и принципам, действующим в данном обществе.

Именно нарушение моральных норм в форме и при обстоятельствах, указанных в этих нормах права, образует состав правонарушения, вопрос о котором должен быть решен судом. Между нормами права и нормами морали могут возникать противоречия, когда право требует одно, а мораль предписывает прямо противоположное. Примером подобного противоречия можно привести уголовный процесс, когда в качестве свидетелей допрашивались супруг или близкие родственники обвиняемого подсудимого.

По закону их отказ от дачи показаний или ложные показания должны повлечь уголовную ответственность. В то же время по моральным соображениям органы следствия и суд старались не привлекать их к такой ответственности, если только в стремлении выгородить близкого человека родственники обвиняемого не оговаривали заведомо невиновных, стремясь переложить на них вину за преступление.

На сегодняшний день это противоречие в российском законодательстве устранено, что закреплено в статье 51 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. М 1993 В качестве общей причины противоречий права и морали авторы часто называют отставание законодательства от общественного развития. Подобный факт действительно имеет место, но лишь в том смысле, что законодатель не смог или не сумел предусмотреть все конкретные ситуации, на которые распространяются нормы закона, и лишь в последствии, после обнаружения противоречий внес соответствующие коррективы в действующий закон.

Наиболее ярко данный факт подтверждается реальной действительностью в России. Законодатель нередко вслед за принятием нормативного акта принимает дополнения либо изменения к нему. Наиболее общей причиной противоречий правовых и моральных норм является формальная определенность права, не всегда позволяющая распространить его действие на ситуации, требующие правового регулирования, но не предусмотренные правом, либо, наоборот, допускающая и требующая применения права к общественным отношениям, к которым мораль считает такое применение несправедливым. Различие и сопоставление права и морали является одной из центральных проблем, как в философии, так и в теории права и на сегодняшний день. Можно назвать три характерные черты, отличающие мораль и право Алексеев С. С. Философия права История и современность.

Проблемы. Тенденции.

Перспективы. М. Норма. 1999. С. 57. 1. мораль устремлена к той цели, чтобы идеалы справедливости, добра, иные моральные требования воздействовали на человека преимущественно изнутри, через его сознание, духовный мир при помощи стимулов сознания и общественного мнения. Право преимущественно внешний регулятор, который призван регламентировать людские поступки главным образом путем установления формально определенных, писаных норм, содержащихся в законах, иных нормативно-обязательных документах, поддерживаемых властью 2. мораль это область чистого сознания, замкнутая на духовной жизни людей и не требующая обязательного внешнего, объективированного выражения.

Право институционный регулятор оно в развитом обществе выступает как писаное право, входящее в жизнь общества в виде объективированной реальности, устойчивой догмы, не зависящей от чьего-либо усмотрения 3. содержание морали самым непосредственным образом сосредоточено на долге, обязанностях, ответственности людей за свои поступки.

Право призвано, в первую очередь, говорить о правах, оно сосредоточено на субъективных правах отдельных лиц, нацелено на то, чтобы определять и юридически обеспечивать статус субъектов, их юридические возможности и, следовательно, обусловленную правом свободу их поведения. Договор это одна из форм возникновения и осуществления права. Всякий договор в своей основе имеет баланс сил, т. е. невозможность для одной силы подчинить другую, а также на вытекающем отсюда компромиссе.

Данный компромисс проявляется, с одной стороны, как компромисс интересов носителей равной силы, а с другой как компромисс ценностей, ради которых та или иная сторона готова эту силу применить. Когда общество не в состоянии строить свою жизнь на основе морали, и если при этом не существует условий для формирования общезначимых обычаев, оно превращает некий минимум морали, содержащий в себе необходимые условия продолжения его существования, в правовую систему, базирующуюся на основе всеобщего согласия.

Общественное согласие, выразившееся в правовой форме, есть общественный договор Тихонравов Ю. В. Основы философии права Учебное пособие. М. Вестник. 1997. С. 421 Основной задачей теории общественного договора является выяснение механизма правового договорного происхождения государства. Без собственного и договора каждого гражданина прямо или косвенно выраженного писал Т. Гоббс никому не может быть предоставлено право законодательства. Прямое согласие имеется в том случае, если граждане впервые устанавливают между собой форму правления государства или соглашаются подчиниться чьей-либо верховной власти. Косвенное согласие налицо в том случае, если они прибегают для охраны и защиты своих интересов против других к верховной власти или законам кого-либо. Ибо, требуя от других граждан для нашего блага повиновения какой-либо власти, мы тем самым признаем, что эта власть законная. Немецкий философ и юрист Христиан Томазий 1655 1728 так формулировал понимание права и нравственности с позиций договорной теории нравственность существует тогда, когда господствует принцип относись к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились к тебе. А право не делай другим того, что бы, как ты хотел бы, они не делали тебе. Нравственность, по Томазию, охватывает внутренний мир человека и определяется его сознанием, убеждениями, а нормы права регулируют внешние отношения между людьми и имеют принудительный характер.

Договорная теория понимания права исходит из приоритета активных сознательных, организационных начал в формировании права.

Открытие, обсуждение и закрепление в конституциях норм естественного права прав и свобод человека, а затем формирование положительного права законодательства предполагает приоритет разумного начала.

Поэтому для этой теории, наряду с признанием естественного права, становится характерным и прикрепление положительного права к государству, которое и объявляется источником права. Следовательно, государственное принуждение также становится чертой права. Нормы объявляются принудительными.

Так, перефразируя Р. Иеринга, В. И. Ленин утверждал право ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права. Если источником права является превосходящая сила, то право представляет собой объективацию воли господствующего класса если же источником права является договор, предусматривающий взаимные ограничения, право в действительности представляет собой меру норму свободы. Универсальной формой превращения морали в право является договор. Следовательно, возникновение права из морали является ситуацией, при которой определение права как меры свободы и разграничения интересов является истинным.

В теоретическом плане такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. Право есть совокупность норм, с одной стороны предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях, писал Е. Н. Трубецкой Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права.

М 1917. С. 11 Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Юридические нормы, так или иначе, ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека Коркунов Н. М. Общая теория права.

СПб. 1906. С. 60 Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 68 Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть, нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода Власть и право.

М 1990 Конкретно-юридическим выражением свободы человека в е позитивном смысле, то есть в смысле возможностей, оставленных человеку договором, являются права человека. На них может претендовать каждый человек вне зависимости от обстоятельств.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия права

Несмотря на то, что философия права имеет длинную и богатую историю, сам термин философия права возник сравнительно поздно, в конце XVIII века.… Философия права. М. Мысль. 1990. С. 59 Задача философии права, по Гегелю,… Данные определения будут рассмотрены нами далее в работе. Вопрос о предмете философии права является дискуссионным не…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Классическая философия права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I Естественное право
I Естественное право. Подобно общей философии, философия права также имеет свои отрасли, которые совпадают с отраслями общей философии. Это значит, что в рамках философии права могут различаться он

Глава II Позитивное право
Глава II Позитивное право. Позитивное право это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый и потому позитивный нормативный регулятор, на основе которого определяется юр

Право и религия
Право и религия. Понимание сущности религии является довольно сложной задачей, для решения которой необходим особый подход, который удовлетворил бы в целом и религиоведов и юристов. Такой по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги