Философская мысль в Башкортостане

Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ Философская мысль в Башкортостане Москва 2001 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. 1. Философские идеи в башкирском фольклоре. 2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане. 3. Философская и социологическая мысль в Башкортостана в XVIII-XX вв. Заключение. Список литературы Предисловие.Философия - это самая древняя область знаний.

Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах мира - в Китае, Индии и Греции. Уже это свидетельствует о том, что рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями. Сам термин философия древнегреческого происхождения фило - люблю, софия - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - любомудрием. Однако сам термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция.

В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем. Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость изучения е для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой. Выработка навыков разумного мышления, овладение философской культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу. 1.

Философские идеи в башкирском фольклоре

к башкирам начинает проникать ислам. Культ неба - Тенгри зафиксирован ... В нем так же, как и в Урал-батыре, философско-мировоззренческое содерж... В Акбузате налицо отражение имущественного расслоения людей, нашедшего... Трагическое не имеет самодовлеющего характера, оно преодолевается веро... 2.

Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане

Приоритетной сферой становятся социально-философские проблемы, это обу... Камали способствовал росту демократической молодежи, становлению Г.Ибр... Причем в обязанность господствующих классов вменялось свершение доброд... Сквозной идеей, пронизывающей его общественные воззрения, является иде... Научное решение их, конечно, отсутствовало в произведениях просветител...

Заключение. В Башкирии еще в XIX в. сложилась благоприятная обстановка для распространения передовых идей. Русская общественная мысль оказала определяющее воздействие на формирование мировоззрения башкирских просветителей.

Их деятельность проходила в непосредственном общении с русскими учеными историками, экономистами и публицистами. Например, М.Уметбаев был хорошо знаком с историком-краеведом Р.М.Игнатьевым, венгерским ученым Вильмаши Проле и др. В свою очередь, освоение культурного наследия башкирского народа духовно обогащало русских писателей, способствовало выдвижению коренных социальных проблем эпохи, затрагивающих интересы многонациональной Родины. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Г.И.Успенский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.А.Крашенинников и др. выдающиеся представители русской культуры с позиций подлинного гуманизма охарактеризовали положение обездоленных масс. Они гневно осуждали деспотизм и насилие, выступали против разжигания межнациональной вражды и недоверия.

Башкиры получили автономию в марте 1919 года, но это не решило вековых чаяний народа о возрождении культуры, о достижении подлинного равенства между народами. В этой переломной эпохе сформировались такие деятели башкирской культуры, как Заки Валиди, Абдулкадир Иман, Галимжан Тоган, Мухаметша Бурангулов.

Эти деятели, работая в экстремальных условиях, смогли оставить после себя немеркнущие творения, составившие золотой фонд башкирской культуры. Заки Валиди 189О-197О - лидер башкирского национального движения, один из создателей башкирской автономии, написавший сотни трудов по истории и культуре тюркских народов, в том числе и башкир. Абдулкадир Инан 1889-1974 -исследователь, вложивший немалый труд в тюркологическую науку.

Мухаметша Бурангулов 1888-1968 - выдающийся башкирский фольклорист, благодаря неустанной деятельности которого удалось сохранить жемчужины башкирского эпоса. Философская сторона творчества указанных деятелей требует глубоких исследований, проникновения в их творческую лабораторию. Их, разумеется, нельзя назвать чисто философами, но их творчество, имея глубокий философский смысл, оказало огромное влияние на все стороны башкирской культуры, в том числе и на современную философскую мысль.

В сложившейся ситуации культа личности и государственно-монополитического социализма, с господством при нем тоталитарно-авторитарного мышления, с его подавлением и унификацией личности трудно было ожидать от творческой интеллигенции такого малочисленного народа, как башкиры, каких-то ощутимых достижений по большому счету. Но, несмотря на это, даже в условиях сталинизма и последующего застоя башкирская национальная культура дала ряд философов и социологов, известных в стране и мире. Список литературы 1. Азаматов Д.М. Просветительско-демократическая мысль и распространение марксизма в Башкирии.

Саратов, СГУ, 1984. 2. Валеев Д.М. Нравственная культура башкирского народа прошлое и настоящее. Уфа Башкнигоиздат, 1989. 3. Вильданов А.Х Кунафин Г.С. Башкирские просветители демократы XIX века. М. Наука, 1981. 4. Григорьян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М 1966. 5. Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья.

М 1989. 6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. Политизат, 1991. 7. Митрохин Л.Н. Философия и религия Вопросы философии 1989 9. 8. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М. Республика,1992. 9. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М 1985. 10. Творчество Ризы Фахретдинова, Сборник статей. Уфа, 1988. 11. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М 1983. 12. Философия и культура. М 1987. 13. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа.

Уфа 1973. 14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М 1988.