Философские идеи в башкирском фольклоре

Философские идеи в башкирском фольклоре. Башкирский народ до ХХ в. не имел профессионалов-философов, т.е. лиц, специально занимавшихся философией.

Однако, философские идеи в башкирской культуре существовали с древнейших времен не вызывает сомнений.

Древнейшие философско-мировоззренческие идеи у башкир в своих истоках восходят к древнетюркской эпохе, когда из общетюркской племенной общности начинают отпочковываться предки современных тюркских народов. Известно, что древние тюрки создали на территории Евразии свои государственные образования - это Восточный, Западный тюркский и Хазарский каганаты, которые существовали в VI-X вв. На обломках этих государств в более поздний период возникали новые государственные образования тюрков государство древних киргизов хакасов, древнеуйгурский каганат, государство булгар и т.д. В степях Евразии формировались племенные союзы, распадались, а на их обломках создавались новые.

Известны большие племенные объединения союзы тюрков, печенегов, половцев и т.д. Некоторые племенные союзы были весьма близки по своей организованности, единству и военной мощи к раннеклассовым государствам. Нечто подобное в IX-XII вв. представляли собой и башкирские племена, первые сведения о которых известны с IX в. Первые письменные сведения о мировоззрении древних башкир содержатся в записях Ахмеда ибн-Фадлана - арабского путешественника, который в 921 г. посетил Волжскую Булгарию.

Ахмед ибн-Фадлан сообщает, что башкиры поклоняются различным богам это боги времен года, различных природных стихий, животных и т.д во главе которых стоит главный бог - бог неба Тенгри. Однако не все башкиры поклонялись Тенгри, среди них были и мусульмане, что означает, что в Х в. к башкирам начинает проникать ислам.

Культ неба - Тенгри зафиксирован еще всемирно-известными орхоно-енисейскими надписями, в нем нельзя не увидеть генетических корней башкир в древнетюркском мире. Эпический памятник Урал-батыр несет значительную философско-мировоззренческую нагрузку. Прежде всего это связано с той особенностью произведения, что оно возникло на основе древних мифов. А сюжеты мифического характера в поэме непосредственно связаны с антропоморфизацией очеловечиванием животных и предметов окружающего мира, а также с попыткой объяснить их происхождение.

В Урал-батыре уже проявляется стремление к позитивному преодолению тенгрианства, что нашло выражение в негативном отношении к человеческим жертвоприношениям в честь бога неба - Тенгри. Это был тот период башкирской истории, когда к башкирам начинает проникать ислам, который отрицает человеческие жертвоприношения. Поэтому в Урал-батыре отражена борьба двух тенденций в религиозном сознании башкир мусульманской и тенгрианской.

Аналогичные явления в научной литературе получили название богоборчества. В Урал-батыре фактически осуществился переход от тенгрианского многобожия политеизма к мусульманскому однобожию монотеизму. Эпическая поэма Урал-батыр представляет особую ценность и как источник по изучению истории общественного сознания башкир. Здесь содержатся сведения о воззрениях башкир, поставлена проблема первоосновы мира, в качестве которой выступает вода. Объяснение возникновения всего из воды говорит о неосознанном стремлении древних людей вывести все из единого начала.

Это были стихийные догадки о единстве мира. Осуждая власть над людьми и стремление к ней, поэма превозносит равенство и справедливость, т.е. в ней отражена переломная эпоха от доклассового к классовому обществу. Главная цель произведения нашла воплощение в утверждении идеи борьбы со смертью, олицетворяющей зло несправедливость, неравенство, господство одних над другими и т.д. и все противостоящее жизни.

Таким образом, в Урал-батыре поставлена гуманистическая общечеловеческая цель. Постановка общечеловеческих целей есть не что иное, как философская проблема, ибо если перевести проблему общечеловеческого с человеческих отношений на язык мировоззренческо-философского осмысления, то общечеловеческое есть всеобщее. Именно поэтому данное произведение в большей мере, чем другие произведения народного творчества башкирского народа является источником изучения мировоззрения древних башкир, раскрывающего истоки его менталитета, определившего основные идеи нравственной культуры народа.

Философский подход к действительности здесь находит выражение и в попытках выйти за пределы непосредственного бытия человека, в попытке рассмотреть деяния человека во временном аспекте, в историческом срезе. Вторым значительным произведением башкирского народного эпоса, в котором философские мотивы занимают значительное место, является Акбузат. В нем так же, как и в Урал-батыре, философско-мировоззренческое содержание связано с очеловечиванием окружающих явлений.

Если в Урал-батыре воспевается живая природа, все живое и утверждается место человека в природе, то в Акбузате объектом внимания в гораздо большей мере выступают человеческие взаимоотношения. В Урал-батыре силы зла воплощены в образах чудовищных животных и только один персонаж выступает на стороне злых сил. В Акбузате же носителями зла являются хан, его вассалы, а носители добра - это батыры - народные заступники. В Акбузате налицо отражение имущественного расслоения людей, нашедшего выражение в форме барымты.

Барымта одновременно выступала и как моральная, и как правовая норма вернее, норма обычного права. Философский смысл барымты как социальной нормы феодальной эпохи состоит в том, что народ, разобщенный на отдельные племена и племенные союзы, не имел единого государственного образования, которое могло бы охватить общим масштабом поведение каждого и отдельного. Это есть не что иное, как недостаточное развитие идеи подчинения отдельного частного всеобщему, выступающее выражением недостаточного общефилософского уровня культуры.

При достаточно высоком уровне общефилософского мышления что так или иначе в первоначальном виде связано с осознанием необходимости примата всеобщего над частным возникает право. В башкирском народном эпосе такие подходы уже намечаются. Своей обращенностью к порядку, к общему интересу, а значит, выражая известную высоту морального сознания и уровень правового т.е. юридического мышления, барымта одновременно представляет собой некий стереотип философского мышления, философской культуры, ибо философское мышление, философская культура отражают меру выражения всеобщего.

В этом ракурсе могут быть рассмотрены все феномены духовной культуры. И барымта в этом отношении не является исключением. Философское видение мира в башкирском народном эпосе проявляется не только в общемировоззренческом нравственно-эпическом, политико-правовом аспектах, но и в эстетическом.

Как и для эпических сказаний других народов мира, для башкирского эпоса характерно синкретическое единство моральных и эстетических оценок. Изучение эстетики башкирского эпоса должно быть нераздельно связано с обращением к проблеме специфики героического. Ведь значительная часть эпического наследия башкир - это героические сказания. Героика эпоса проявляется в прекрасных подвигах батыров, борцов за социальную справедливость, самоотверженно защищающих народ, за сохранение жизни на земле.

Ценой собственной жизни эпический Урал-батыр окропляет бессмертной водой природу, хотя мог бы воспользоваться этой водой сам и стать бессмертным. Столь же прекрасны и деяния сыновей Урал-батыра, которые, прорубив скалы в горах, дали начало Уральским рекам. Проблема героического в башкирских сказаниях в свою очередь перерастает в проблему трагического. Трагическое не имеет самодовлеющего характера, оно преодолевается верой и надеждой в лучшее будущее. В этом смысле почти любое произведение башкирского героического эпоса является своеобразной оптимистической трагедией герой умирает, но содеянное им прекрасно и продолжает жить в памяти народной и служит людям, служит родной земле.

У башкирского народа создание эпоса героических народных сказаний продолжается на протяжении всей его истории. Эпические сказания башкиры создавали как в дописьменный период своей истории, так и в условиях существования письменной культуры. Это связано с существованием традиции героического в народном сознании.

Героическое как полное слияние человека и общества во имя блага общества, когда человек добровольно выбирает лишения во благо народа, было жизненно необходимой потребностью башкирского народа, которого судьба поставила перед дилеммой быть или не быть После того как Башкортостан попал в зависимость от Золотой Орды, культура народа претерпевает существенные изменения. Среди башкир появляются люди, получившие образование на мусульманском Востоке, некоторые из них остаются в мусульманских странах, становясь заметными представителями общественной жизни. 2.