Этические взгляды Иммануила Канта

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский Государственный Экономический Университет Н а у ч н а я р а б о т а на тему Этические взгляды Иммануила Канта студентки ФЭФ, 1 курс Абражевич А. С. гр. ФКВД-1 руководитель Волчек Е. З. Минск, 2001 г. ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭТИКИ. 2. ЭТИКА ДОЛГА. 3. ЦАРСТВО СВОБОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА Введение. Среди наших понятий понятие нравственности важнее.И. Кант Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль и нравственность.

С трехсотых годов до н. э когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс. Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени.

Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности, и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы вопросы теоретического разума от вопроса практического разума что я должен делать Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др. Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге.

Предки его были выходцами из Шотландии. Отец, Иоган, был седельным мастером. В его семье царил дух благочестия, добросовестного отношения к своим обязанностям и бережливости. Большое влияние на нравственное развитие Канта оказала его мать, Регина, которая с детства приучала сына любить и понимать красоту окружающего мира, природы. Девяти лет Канта отдали в школу богословского направления, по окончании которой он поступил на теологический факультет Кенигсбергского университета.

Однако теология не особенно привлекала юношу. В университете он увлекался философией и естественными науками. Окончив в 1744 году университет, Кант в дальнейшем должен был сам содержать себя, так как родители его к тому времени умерли. С 1746 по 1755 год он служил домашним учителем в семьях местных аристократов. Эти годы были заполнены напряженной работой над философскими и естественнонаучными проблемами.

В результате Кант пишет свою первую диссертацию и после ее защиты получает право преподавать в университете. До 1756 года он защищает еще две диссертации и получает право на профессуру, которую, однако, ему предоставили только в 1770 году. Впоследствии Кант дважды избирался ректором университета. В 1797 году после сорокадвухлетней напряженной преподавательской деятельность Кант по состоянию здоровья вынужден был отказаться от нее, а еще через несколько лет прекратил и научные исследования.

Кант умер 12 февраля 1804 года. Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому, как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительно свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии.

По Канту, единство критической философии с философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становление его мысли в рамках учения о свободе и этике, долженствование эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭТИКИ

116 В Критике чистого разума изложена теория этики. Кант считал, что люди по своей эмпирической природе более злы, чем доб... По Канту вся моральная философия исходит из своей чистой основы. Она н... 4, ч. свободы произвола, сразу же перерастающей в свободу, нравственно ориен...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Учение о нравственности находится в центре всей системы Канта. Ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали.

Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования.

Вообще, мораль не сводится к внутренней механике душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной окраске, душевному настрою и т. п. В этом, прежде всего и состоит объективная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию.

Этим методологическим разграничением логики чувств и логики морали Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания, склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений. Кант поясняет, что мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. Категория долг ключевая в кантовской этике. Философ утверждает, что всегда надо следовать своему долгу, не обращая внимания на то, отразится это или нет на твоем эмпирическом счастье.

Ведь выполнение долга приносит аналог счастью самоудовлетворенность. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов обычаев, традиций. Кант обратил внимание на роли личного самосознания в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования.

Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума. Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества. Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.

ЛИТЕРАТУРА И. С. Нарский Западно-Европейская философия Х1Х века. М. Высшая школа, 1976 г. В. Ф. Асмус Иммануил Кант. М. Наука, 1973 г. Д. И. Гринишин, С. В. Корнилов Иммануил Кант ученый, философ, гуманист. Л. Лен. ун-т, 1984 г. М. Н. Афасижев Эстетика Канта. М. Наука, 1975 г. И. Кант Сочинения в 6 томах. М 1963-1966 гг. Философия Канта и современность под ред. Т. И. Ойзермана.

М. Мысль, 1974 г. И. Кант Лекции по этике. М. Республика, 2000 г. Т. Б. Длугач И. Кант от ранних произведений к Критике чистого разума. М. Наука, 1990 г. И. С. Андреев, Т. Б. Григорян Философия Канта и современный идеализм. М. Наука, 1987 г.