Два подхода к систематизации

Два подхода к систематизации. Синхронический подход позволяет собрать большой и необходимый материал по этнической истории. Но это лишь подготовительная работа для главной задачи этнологии диахронического сравнения разных этногенезов.

Опорной точкой для синхронизации может быть 1. сам пассионарный толчок, но его трудно датировать, так как современникам он не заметен. Так, римляне не обратили внимание на рождение в 5 г. до н.э. плеяды пассионариев точнее, на события 30-40-х гг. н.э были удивлены вспышкой фанатизма в Иудее и Дакии в 65 г и лишь около 155 г. поняли, что существует особая порода людей философ Цельс. Византийский этнос - редкий случай, когда благодаря церковной истории можно определить точную дату толчка 2. момент рождения этноса как новой системной целостности с оригинальным стереотипом поведения.

Это фиксируют соседи с письменной традицией. Появляется самоназвание этноса этноним. До 632-642 гг. арабами называли кочевников Аравийского полуострова, и только после того как мусульманские армии вторглись в Сирию и Иран и разбили греков и персов, арабами стали называть этнос, вдохновленный проповедью пророка.

В дальнейшем потомки уже не помнят причин происходившего, ибо этноним часто теряет свой первоначальный смысл 3. любой яркий период, например от фазы надлома ее начала или конца. Надлом фаза выразительная, и не заметить ее трудно. Пассионарное напряжение начинает стихийно снижаться. В Византии это эпоха иконоборчества, в Христианском мире Реформация.

Диахрония позволяет уточнить общую закономерность природных процессов этногенезов путем сопоставления их друг с другом табл. 4. Первым историком, попытавшимся уловить принцип диахронии, был Плутарх. Он сопоставил попарно деяния сорока шести деятелей Эллады и Рима, сходство их ролей в двух историях процессах, проходивших по одной схеме. Плутарх открыл одно из свойств исторического времени направленность через казуальность, т.е. причинную обусловленность хода событий, несмотря на разную длину фаз 6, с. 297. 3.