рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава I. История философских размышлений о любви

Работа сделанна в 2001 году

Глава I. История философских размышлений о любви - Реферат, раздел Философия, - 2001 год - О философии любви Глава I. История Философских Размышлений О Любви. О Плотской Любви Было Извес...

Глава I. История философских размышлений о любви. О плотской любви было известно с самых древних времен из мифов Древней Греции. А в эпоху греческой классической философии уже зарождались первые теории любви.

Именно тогда появляется ощущение духовной исключительности человеческой любви, ее абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами. Большинство мыслителей древности считали любовь скорее опасной, чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине прежде всего то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду. Мир и эрос Антология философских текстов о любви. М. Политиздат, 1991. С.8. Мнения мыслителей о любви в древности расходились не меньше, чем в наше время.

В частности, один из основателей школы киников Диоген Синопский считал, что страстную любовь никак нельзя считать вещью единственной, и потому он объявил, что любовь дело тех, кому делать нечего, в противовес ему у Эмпидокла любовь рождает гармонию и красоту. А Платон увидел в любви особую божественную силу, помогающую человеку преодолевать свое земное несовершенство. Любовь сделает человека духовно возвышенным, полагал он. Платон трактует любовные переживания широко и объемно как особую энергию, идущую из Космоса.

Он понимает под ней напряженное и бесконечное стремление человека к возвышенному, это стремление к бессмертию благодаря ей разрешается величайшее противоречие между смертью человека и бессмертием рода людей и человеческого духа. Пир тот диалог Платона, где высказана эта мысль самое знаменитое в истории философии сочинение о любви. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность чистой любви, понять и оценить то, что отличает эту строну человеческой жизни от физиологического инстинкта или простого чувственного удовольствия.

Аристотель, великий логик, ищет в любви прежде всего пользы для человека, семьи, общества. И в семье, например, целью любви полагает дружбу. Очень близкие к современным взглядам на роль любви в семейной жизни высказывает Плутарх. Он находит в любви и поэзию, освещающую жизнь, и чисто практическую пользу не только для семьи, но и для общества, утверждая Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь украшает и совершенствует человека Плутарх.

Об Эроте. В кн. Мир и эрос. М. Политиздат. 1991. С. 51. В античности, как известно, различали несколько видов любви. Но прежде всего ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос это внутреннее стремление человека к красоте и силе. Эта любовь одновременно страстная и особо восторженная. Эротическая любовь главным образом проявляется в межполовых отношениях. Она, как верховная сила, владеет и управляет людьми и человеческими судьбами.

Совершенно по-иному осмысливается любовь филос духовная любовь. У этого вида любви очень большой спектр смыслов и значений любовь к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Кроме этого, у эллинов были и другие виды любви агапэ любовь нежная, трогательная как выражение милосердия и сострадания филотес это дружба, привязанность а адарэ разумная любовь, уважительное товарищество и многое др. все эти виды любви существуют как вместе, так и раздельно.

Например, в половой любви проявляется как страсть, так и нежность, как привязанность, так и сострадание Страстной проповедью любви пронизано буквально все христианское учение. Почти все тексты Нового завета восхваляют, воспевают, всесторонне внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божественный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна только в браке, следовательно, и брак возможен только в любви.

Любовь к ближнему в Новом завете необходимое условие любви к Богу. Любовь к Богу одно из древнейших светлых и глубоких человеческих чувств. Оно в основе своей и в своем истоке уже само любовь. В общем виде, я думаю, что любовь к Богу это ощущение какого-то особого внутреннего благоговения перед силой, породившей тебя и тебе подобных. Однако любовь к Богу истинна только тогда, когда человек искренне любит как своего ближнего, так искренне уважает врага своего обоих сотворенных Богом. Не зря ведь одной из самых главных заповедей, провозглашенных в христианстве является заповедь, которая гласит возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет. Августин разъяснял, что есть два вида любви земная плотская, а другая святая любовь, возвышающая людей до небесных высот при этом он указывал, что любовь должна составлять основу жизни всех людей и служить им главным стимулом в познании смысла мира и его первопричины.

Раннехристианские, затем византийские мыслители усматривали в любви важнейший и универсальный принцип Вселенной, на котором основывалось все ее духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищала дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывала духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца.

Чуть позже, уже у византийских гуманистов X XII вв. наметилось стремление достигнуть любовного совершенства средневекового человека и соединение его с божественным началом. Они выработали принципиальное представление о любви как каритасе сострадании, милосердии, жалости.

При этом христианство проклинало половой акт и благословляло его последствие деторождение. Резко осуждая половую любовь как нечто греховное, они стремились заменить ее чисто духовным видом вхождением в Бога. Это было итогом христианского учения о любви. Любовь в эпоху Возрождения возвратила себе статус жизненной философской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым.

В XVII XVIII вв. происходят существенные изменения в отношении к любви и ее оценки. Для Гегеля любовь вовсе не уникальное переживание, а только форма нравственной связи двух индивидов. Конечно, в разные эпохи и у разных народов это ощущение выглядело по-разному. Но их объединяло то, что любовь приносит человеку и человечеству не только радость, но и ответственность. Она не только поднимает, вдохновляет людей, а порой и требует от них особо нравственных поступков.

В истории философских размышлений о любви, ее смысле и назначении в истории человечества особая роль принадлежит философам XVIII XIX вв. И. Кант был уверен, что любовь играет первостепенную роль в судьбе человека, т. к. когда дело касается выполнения долга, а не просто представления о нем, когда речь идет о субъективной основе действия, в первую очередь определяющей, как поступит человек в отличие от объективной стороны, диктующей, как он должен поступить, то именно любовь, свободно включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенства человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве закона И. Кант. Из Метафизики нравов. В кн. Мир и эрос Антология философских текстов о любви.

М. Политиздат, 1991. С. 125 Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не только перед собой и за себя, но и перед другими и за других людей, пронизывает многие произведения философов XIX века. Уже самые первые признаки любви восхищение, благоговение, милосердие говорят сами за себя. Любят ведь не за что-то, а потому, что по-другому нельзя.

Я считаю, что любовь это такое состояние человека, когда хочется дать как можно больше другому, даже отдать самого себя и без остатка. Эта же мысль подчеркивается в произведении Эриха Фромма Искусство любить Наиболее общее определение активного характера любви можно сформулировать так любить значит прежде всего давать, а не получать Но самое важное отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности.

Что же отдает один человек другому Он делится с ним самим собой, своей жизнью, самим дорогим, что у него есть. Это отнюдь не значит, что он обязательно должен жертвовать жизнью ради другого просто он делится тем, что есть в нем живого своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, своей печалью всеми проявлениями своей жизни Фромм Э. Искусство любить. М. Издательство Республика , 1992. С. 123. Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую личность.

Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий стремится к получению ответной реакции заслужить любовь к себе, т. к. если ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь если, проявляя свою любовь, вы не добились ответа и не стали тоже любимы значит, ваша любовь немощна, значит, она не удалась К. Маркс Там же. С. 124 Для того, чтобы заслужить любовь другого человека к себе, по мнению автора произведения, необходимо заботиться, нести ответственность, уважать и знать, любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим. Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли.

Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие другие. В философии любви известного русского религиозного мыслителя Вл. Соловьева проповедуется интересная мысль об особом смысле любви в нравственном преображении человека и всего человечества.

Качественное преображение человечества, по Соловьеву в красоте. А красота может быть достигнута только любовью. Признавая вполне великую важность и высокое достоинство других родов любви, которыми ложный спиритуализм и импотентный морализм хотели бы заменить любовь половую, мы видим, что только эта последняя удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное упразднение самости в полном жизненном общении с другими.

Во всех прочих родах любви отсутствует ил однородность, равенство и взаимодействие между любящим и любимым, или же всестороннее различие восполняющих друг друга свойств Соловьев В. Смысл любви. В кн. Мир и эрос. М. Политиздат. 1991. С. 282 Как видим, на протяжении всей жизни человечества высказывались различные мнения относительно того, что же такое Любовь и зачем она нужна, какое значение она имеет для человека. Многие ученые, философы давали различные ответы на этот непростой вопрос, но сходились они все в одном, что любовь это самая таинственная и самая парадоксальная реальность. В чем же заключается эта реальность, ее философский смысл, каково ее значение для человека и его духовного развития

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

О философии любви

Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей… Это свойственно всякой любви.11 Соловьев В. С. Смысл любви.В кн. Мир и эрос… Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею, кстати, наполнены все романтические…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава I. История философских размышлений о любви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава II. Философский смысл любви
Глава II. Философский смысл любви. О философском смысле любви говорят многие факты, хотя бы то, что именно любовь представляет человека как личность и, более того, является фактором более глубокого

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги