рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возможность и действительность. Вероятность

Возможность и действительность. Вероятность - раздел Философия, Детерминизм Возможность И Действительность. Вероятность. В Широком Смысле Слова Под Дейст...

Возможность и действительность. Вероятность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью.

На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего Соч. М. Л 1929. Т. 1. С. 238 В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях действительность отдельного конкретного материального объекта это его актуальное бытие.

В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность это такое состояние или такая ситуация, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности. Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений.

Прежде всего они предполагают друг друга Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития. Эти две категории, с одной стороны, выступают как категории диалектической концепции развития, с другой как категории детерминизма.

Весь процесс развития в самом общем виде может быть охарактеризован как процесс зарождения и действительного определения спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую действительность. Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени.

Вместе с тем в категориях возможности и действительности раскрывается сущность объективного процесса обусловливания, в них выражается закономерный характер процесса становления, конкретизируется диалектика взаимосвязи сущности закона и явления, необходимости и случайности, причины и следствия. Связь категорий возможности и действительности с категориями детерминизма проявляется в раде отношений.

Прежде всего, само определение понятия возможности содержит явное обращение к понятию закона, закономерности, регулярной обусловленности возможно то, что не противоречит законам функционирования и развития объекта, что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленности процесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности. Имеются разные виды возможностей существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращение которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью.

Для понимания существа формальной и реальной, абстрактной и конкретной возможностей важное значение имеют следующие их связи разграничение предложено А- П. Шептулиным.

Первые две соотносятся с необходимостью и случайностью, вторые две с стадиями развития материальной системы. Возможности, которые обусловлены случайными свойствами и связями, считаются формальными таковой, к примеру, является выигрыш автомашины в лотерее. Для превращения их в действительность нужно, чтобы пересеклись в одной точке не две необходимые линии, что само по себе уже есть, как мы знаем, случайность, но чтобы пересеклось в одной точке множество необходимых линий. Приведенный в примере случай возможен, но вероятность его близка к нулю это скорее даже невозможность, чем возможность.

Реальные возможности это такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта. Абстрактные возможности это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития. Конкретная возможность это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия.

Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирование определенных условий для реализации одной из возможностей. Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. В конкретных науках было развито несколько понятий вероятности классическое, частотное, диспозиционное, логические, математическое и т.д. На базе частнонаучных представлений о вероятности в настоящее время формируется философское понятие вероятности.

Вероятность это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности. Для определения степени близости возможности к действительности используется шкала вероятности от 0 до 1 или, в процентах до 100. Вероятность есть степень необходимого в возможном.

Возможность с большим основанием имеет соответственно и большую вероятность осуществления. Опора на понятие вероятности придает понятию возможности более конкретный операциональный характер и повышает его познавательное и практическое значение. Известный афоризм гласит Политика есть искусство возможного. Секрет этого искусства и заключается в умении путем целенаправленной деятельности создать такие условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный характер и не могли превращаться в действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характер и превращались в действительность. 7. Свобода и необходимость.

Свобода и ответственность. Упрощенчески- материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы.

Французский философ П.Гольбах отмечал во всех своих поступках человек подчиняется необходимости его свобода воли есть химера Здравый смысл М 1941. С. 60. По Бюхнеру свобода это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание тоже не меняет положения.

Преступник, находящийся в тюрьме и познавший эту необходимость, нс становится от этого свободным. Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода, считают, это возможность поступать так, как хочется. Свобода это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля Философский словарь. Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт. С. 523. Екатерина Великая говорила свобода это когда никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу. В ее устах это звучит привлекательно, она уловила противоположность свободы не столько необходимости с ней-то справиться легче, сколько принуждению.

Но как быть с абсолютной свободой, провозглашаемой некоторыми теоретиками-философами Наличие такой свободы сомнительно. Представим, что индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. Бегство от свободы так называется книга американского философа Э. Фромма. Название хорошо передает настроение такого человека а зачем мне такая свобода Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается наедине со своей индивидуальной самостью. Исчезает природа, общество Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но зато делали его близким определенному кругу людей, связывали его с определенными вещами.

Человек свободен это значит, он одинок. В Братьях Карамазовых Ф. М. Достоевский словами Великого инквизитора подчеркнул важную мысль ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы, а потому нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться Собр. соч. в десяти томах.

Т. 9. М 1958. С. 319 Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева см. его работы Философия свободы, Философия свободного духа, Дух и реальность, О рабстве и свободе человека, Царство духа и царство кесаря и др Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла.

Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности такой выбор тоже принудителен, свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор.

Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений. Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире Царство духа и царство кесаря.

М 1995. С. 325 Творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи в смысле налегания на нее идеальных форм. В творческий акт человека, указывает Н.А- Бердяев, привносится новое, не бывшее, не заключенное в данном мире, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы.

Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит. В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в вицу выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации везде мы обнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни импонировал нам общий пафос его концепции, мы не можем согласиться с его устранением детерминизма.

В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина свобода в таком случае выступает принуждение, т.е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам. Это противопоставление свободы принуждению принципиально важно, поскольку принуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал внимание Б. Спиноза.

Вы полагаете, писал он своему оппоненту, никакого различия между необходимостью и принуждением, или насилием. Стремление человека жить, любить и т.п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, оно необходимо Избранные произведения. В 2 т. М 1957. Т. II. С. 584-585. То, что свобода и необходимость не являются антиподами, предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости. Человеческий опыт и наука показывает, что даже самые на первый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами.

Абсолютная свобода воли это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объективного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем.

Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления. Реальное свободное действие человека выступает прежде всего как выбор альтернативных линий поведения.

Свобода есть там, где есть выбор выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т. д. Основанием для ситуации выбора является существование объективного спектра возможностей, а объективным основанием возможности является закономерность и совокупность различных условии, необходимых для се реализации. Возможно то, что не противоречит объективным законам, для реализации чего существуют необходимые условия.

Другими словами, мера возможности того или иного события прямо пропорциональна мере его необходимости. Однако сама ситуация выбора это не свобода, а лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия. Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией в действительности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всего целевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характером практической деятельности и той совокупностью знаний, которой человек располагает.

Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив, есть прежде всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имеющегося в его распоряжении знания. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность человека преобразовывать окружающий его мир, его способность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является.

Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает еще на досоциальном уровне эволюции материи с возникновением систем с органической целостностью. Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность это две стороны одного целого сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности.

Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу Косолапов Р. И Марков B.C. Свобода и ответственность.

М 1969. С. 72. Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и ответственность могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами.

И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отношения. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния. Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Детерминизм

Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность… Термин детерминация происходит от латинского determinare, означающего… Именно это объективное значение термина детерминация, характеризующее существование в мире отношения объективного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возможность и действительность. Вероятность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объективный закон типы законов
Объективный закон типы законов. Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действительности означает подчиненность всех явлен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги