Вклад Декарта механицизм и проблема соотношения души и тела

Вклад Декарта механицизм и проблема соотношения души и тела. Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в Становление современной науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических проблем проблему соотношения души и тела. В течение многих столетий мыслители ломали голову над тем, как различить душу, идеальное, и тело, материальное.

Первоначально центральный вопрос здесь представляется абсолютно простым различаются ли вообще между собой душа и тело, мир идеальный и мир реальный Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию душа ум, мышление, дух и тело имеют совершенно различную природу.

Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне незначительно.

Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов следующую аналогию взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник это душа, а кукла тело Lowry. 1982. Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения.

По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии, так и для развития науки. После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей кукольником, дергающим за веревочки.

Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям. В средние века, например, полагали, что душа ответственна не только за процессы мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и репродуктивную деятельность. Декарт отбросил эти представления. Душа, с его точки зрения, имеет одну-единственную функцию мышление.

Все прочие функции носят телесный характер. Декарт, рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил внимание на проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким образом, он отбросил спекулятивные теологические рассуждения о душе и заложил основы научного подхода к данной проблеме. Подобная позиция повлекла за собой и изменение методов исследования вместо метафизических рассуждений стали применять методы объективного наблюдения и эксперимента, вместо умозрительных спекуляций о существовании и природе души наблюдение за ходом психических процессов.

Тело и душа это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция характеризуется прежде всего протяженностью она всегда занимает некоторое место в пространстве и подчиняется законам механики. Душа, ум не имеют протяженности и не привязаны к какой-либо физической субстанции. Особо революционный характер имеет идея Декарта о том. что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие душа влияет на тело, а тело влияет на душу. 4.