ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина.

Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания. Такое рационалистическое восприятие человека наиболее полно было представлено, в частности, в творчестве французских просветителей XVIII в. Вольтер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др Новое время продолжало творить культ человека. Полагалось, что и все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем полностью смогли бы раскрыться все задатки и способности людей.

Рационалистическая антропология как бы подталкивала человека к революционному преобразованию мира общественных отношений и даже к насилию над историей. Говоря об антропологии Нового времени, следует упо-мянуть об особой позиции французского ученого Б.Паскаля. Не соглашаясь с самообожествлением человека, он напоминал, что человек есть всего лишь мыслящий тростник, затерянный в бесконечных просторах Вселенной - Человек хотя и разумное существо, но существо хрупкое и беззащитное перед силами космоса.

Он есть мельчайший атом, тень, промелькнувшая на миг. Пусть человек призывал ученый снова подумает о себе и сравнит свое существо со всем сущим пусть по-чувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной Человек в бесконечности - что он значит Подобные рассуждения можно определить как трагический гуманизм. В самом деле, бытие человека противоречивоон и могуч и слаб одновременно.

Трагизм ситуации состоит еще и в том, что человек осознает конечность своей жизни и неумолимое приближение смерти. 3.