ЧЕЛОВЕК ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЧЕЛОВЕК ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Будучи православной по своим духовным истокам, русская религиозная философия в своем содержании вся антропологнчна, она обращена в первую очередь к душе человека.

Бог и человек, смысл истории, добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Она менее всего озабочена тем, как подчинить окружающий мир. Главная проблема для нее усовершенствование человека. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к самосовершснсгаоканию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.

В этой филосоФии человек рассматривается, по меткому определению П.А.Флоренcкогo, как сокращенный конспект мироздания, который вбирает в себя всю мировую историю. Человек соединяет в себе и небо и землю, т.е. высокое и низкое. Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что человек есть двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабское, спо-собное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму.

Кратко говоря, человек - это живое противоречие, в котором представлено все. Основными же его качествами являются духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастника процесса миротворения. Человек - это микротеос, или малый Бог. Его выс-шее призвание состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро и другие высокие духовные, в том числе и нравственные ценности.

Русская религиозная философия всегда была нравственно ориентирована например, в учении В.С.Соловьева о любви. Поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека, что весьма полно представлено в философии Н.Л.Бердяева. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете призвание миссию человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

Важно и то, что в русской религиозной философии выражалось глубокое беспокойство в связи с кризисом гуманизма, который зримо обнаруживался к началу XX в. 3.4