рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биография Джорджа Беркли

Биография Джорджа Беркли - Реферат, раздел Философия, Философия Д. Беркли и Д. Юма Биография Джорджа Беркли. Джордж Беркли Родился 12 Марта 1685 Года На Юге Ирл...

Биография Джорджа Беркли. Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии в Килкрени. Он был старшим из семи детей в семье мелкопомест- ного дворянина Уильяма Беркли.

В 1675 г. Джордж начал учебу в Килкенни, а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в Дублине. В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень бакалавра искусств, в 1707 г.звание научного сотрудника и начал препода- вание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его первые научные произведения - два трактата по математике. Два года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя. В 1709 вышла в свет первая работа Беркли, предвещающая его философское учение - Новая теория зрения. В следующем году Беркли издает Трактат о началах человеческого знания, где высказывает свои философские взгляды, новую философскую концеп- цию. В 1713 г. Беркли в качестве капеллана лорда Петербо- ро, чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, отправля- ется в Италию. Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ- ведений - Три диалога между Гиласом и Филонусом. На следующий год Беркли вернулся на родину, а в 1716 г. снова едет в Италию, на этот раз в качестве гувернера откуда он вернулся в Лондон в 1721 г В сентябре 1728 года Беркли с целью миссионерской дея- тельности отправляется на Род-Айленд.

Незадолго до своего оть- езда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер. Их семей- ная жизнь была счастливой. Как и в семье его отца, у Беркли было семеро детей, к которым он относился с большой любовью. Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед- жа,Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон.

Сразу после приезда Беркли публикует свою работу - Алсифрон, где отстаи- вает христианское вероучение и религиозную мораль.

За Алсиф- роном последовало философско-математическое произведение Аналитик. В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный сан епископа Клойнского, после чего он вернулся в Ирландию и поселился в - 4 - местечке Клойн, где провел практически всю оставшуюся жизнь. Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году Сей- рис, в котором были причудливо переплетены терапия, философия и мистика.

В августе 1752 г. Джордж Беркли покинул свою епархию и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ. Исходные позиции. Философское учение Джорджа Беркли направлено на опро- вержение материализма и обоснование религии. Для этих целей он использовал номиналистические принципы, установленные Уильямом Оккамом. Все, что существует, единично. Это номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из ко- торого спедует, что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным и абстрактные понятия суть понятия ложные.

Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, это философские фантомы. Я не могу образовывать отвле- ченные представления вообще Если ты можешь образовать мысленно отчетливое абстрактное представление то я усту- паю Можешь А если не можешь, то с твоей стороны было бы неразумно настаивать дольше на существовании того, о чем ты не имеешь представления. Беркли различает общие и абстракт- ные идеи. Первые-это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления.

Я отрицаю абсолютно пишет он в Трактате существование не общих идей, а лишь отвлеченных общих идей Беркли различает при этом два вида отвлече- ния. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существо- вать порознь. При втором виде отвлечения-такие которые в действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соот- ветствует никакое восприятие. В качестве примеров таких абстрактных понятий приводятсяпротяжение, движение, число 5 - пространство, время, счастье, добро. Нельзя, уверяет Берк- ли, образовать отчетливое абстрактное представление о движе- нии или протяжении без конкретных чувственных качеств, как скорое и медленное, большое и малое, круглое и четырехугольное и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга, четырехи- ли трехугольника, который не будет ни равносторонним, ни неравносторонним, ни равнобедренным. В отличие от фикции абстрактных понятий общие поня- тия-это единичные образы, отличающиеся тем, что они служат в нашем сознании как бы представителями однородных вещей, при- мерами многих частных идей известная идея, будучи сама по себе частною, становится общею, когда она представляет или заменяет все другие частные идеи того же рода. Поскольку за такими словами, как это, вещь, или число, бесконеч- ность, не стоял наглядные образы это не более как пустые слова, выдаваемые за идеи. Если бы люди не пользовались словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных идей. Но что значит общие идеи представляют частные идеи того же рода Для номинализма род не есть нечто общее самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества.

Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравниваю- щим сознанием, исходя из его координирующих установок.

Для Беркли общее не отражение реального единства, единообразия, присущего самим вещам, а искусственное творение человеческо- го ума. Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного мышления в познании мира. Я не думаю также пишет он чтобы отвле- ченные идеи были более нужны для расширения познания.

Нет такой вещи уверяет Беркли как десятитысячная часть дюйма, но есть десятитысячная часть мили Почему же Да потому, что мы при точном исследовании найдем, быть может, что не в состоянии представить себе самый дюйм, состоящим из тысячи частей. Нет такой вещи, так как мы не в состоянии представить возможность представления оп- ределяет возможность бытия. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо.

Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпири 6 - ческому общее к отдельному.

Вторым, из того на что опирался Беркли при построении своей философской концепции, был локковский сенсуализм. Локк разделил качества на два рода, один из которых признается первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматри- вается как вторичный, производный, неадекватный.

К первичным качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии, относятся, по Локку, протяжение, плотность, движение трак- туемое только как механическое, фигура и число. Все осталь- ное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведе- ние в сознании перечисленных первичных форм существования материи. Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие вторичных качеств.

Беркли отрицает разделение качеств на первичные и вторичные, сводя первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское про- тивопоставление вторичных качеств первичным. Беркли совер- шенно отрывает вторичные качества от их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем он старается доказать, что субъективность, характеризующая вто- ричные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъек- тивны.

Антимеханицизм непосредственно перерастает здесь в антиматериализм. Все качества у Беркли по сути дела уже не вторичны, поскольку первичные качества аннулируются, их нет больше как объективной реальности. Субъективные качества не выступают как отличные от объективных, не противопоставля- ются им, ввиду аннигиляции последних. Сфера качеств стано- вится однозначной сферой субъективности. Исходя из Локка, он порывает с локковским делением ка- честв, используя относительность восприятия любых качеств.

Все замыслы Беркли были устремлены к тому, чтобы покончить не с механицизмом, как таковым, а с механицизмом как с единственной в то время формой материализма. Что существует, согласно механицистам, вне и независимо от сознания Мате- рия, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения вне мышления подвергается атаке Беркли. Т.о. сначала истолковав вторичные качества как чистую субъективность, затем сведя первичные ко вторичным, Беркли - 7 - превратил ощущения из основного средства связи субъекта с объектом в субъективную данность, саму превращенную в объект и исключающую реальный объект, как таковой.

В результате идеалистической переработки сенсуализма ощущения из того, через что осуществляется познание, превратились в то, что познается. Беркли, абсолютизируя сенсуализм, признает не- посредственное чувственное восприятие единственно истинным и достоверным, не допуская никакого иного критерия истины.

Ощущение, отождествляемое им с качеством, выступает у Беркли под названием идея Чувственные объекты, будучи вещами непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями. Идея в этом смысле является центральным понятием всего его учения. Благодаря такой терминологии качество сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли - идея, элемент чувственности, а не свойство вещи. Назвав качество идеей, он сразу становится на идеа- листическую почву. Идея первична.

Вещь не что иное, как сочетание, комплекс идей. Вещь, таким образом, вторична. Не качест- ва предполагают обладающую ими вещь, а, наоборот, вещь не более как совокупность качеств, идей. Беркли аннулирует нераздельное двуединство качеств и вещи. Атака на материю. Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи. Для него нет более отвлеченного, более абстрактного а потому менее оправданного понятия, чем бытие как таковое, чем понятие носителя качеств как чего-то отличного от самих качеств как субстанции.

Общая идея сущего представляется мне наиболее отвлеченною и непонятною из всех идей заявляет Беркли. К этому Беркли присоединяет еще и сенсуалистические ар- гументы. Если вещь не более чем коллекция идей, она не предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого осо- бого их обладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с нею, нам ничего о ней неизвестно и не мо- жет быть известно 8 - Основой берклианского отрицания материи служит его номиналистически-сенсуалистическая концепция познаваемости наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи, поскольку материя как субстанция не есть идея, не есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего-либо. Если же материя не может быть воспринята, если она есть нечто незримое, неосязаемое и т.д то на каком основании мы можем утверждать, что она существует Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а огра- ничивается отрицанием материальной субстанции.

Он заявля- етя не устраняю субстанции.

Меня не следует обвинять в изъятии субстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасы- ваю только философский смысл который на самом деле является бессмыслицей слова субстанция как материального носителя качественного многообразия, как основы единства мира. Придав при помощи термина идея субъективный смысл по- нятию качеств, Беркли заверяет, что не может быть никако- го субстрата этих качеств, кроме духа Я отрицаю поэтому, что существует какой-либо немыслящий субстрат чувственных объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции. Доказано, что не существует телесной, или материальной, субстанции, остается, стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная деятельная субстанция, или дух. Из сказанного очевидно, что нет иной субстанции, кроме духа. В этом узловом пункте происходит трансформация субъек- тивного идеализма в идеализм объективный путем отхода от но- миналистических и сенсуалистических посылок, отслуживших свою службу в критике материализма.

Реабилитация духовной субстанции отстраняет не только феноменализм, но и сенсуа- лизм. С самого начала философия Беркли была задумана как расчистка субъективно-идеалистическими средствами пути к объективному идеализму, как феноменалистическое опровержение материализма, обусловливающее возможность построения объек- тивноидеалистической системы.

Неравноправие обеих субстанций оправдывается у Беркли учением о причинности, которое послужит мостом от феномена- лизма к спиритуализму 9 - Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только не- познаваема, но и нереальна.

Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя Но каким образом материя может действовать на дух или вызвать в нем какую-либо идею, этого никакой философ не возьмется объяснить. Причиной идей может быть только одно- родное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемле- ма не только как основание бытия вещей, но и как основание возникновения и изменения этих пучков чувственных качеств.

Но материя не может быть не только причиной идей, она вообще не может быть причиной чего бы то ни было. Ибо при- чинность предполагает активность, действенность. Материя же по самому существу своему мыслится как пассивное, инертное начало. Беркли противопоставляет материю духу как пассивное начало активному. Материя пассивна и косна и потому не может быть деятелем или действующею причиною. И даже если бы ее су- ществование было признано, как может то, что недеятельно, быть причиною. Сказанное относится также ко всем атри- бутам, приписываемым материи Вполне убедительно доказано, что вещественность, величина, фигура, движение и т.п. не заключают в себе активности или действующей силы, при помо- щи которой они были бы в состоянии произвести какое-нибудь действие в природе.

Единственный образец активности, признаваемый Беркли, это волевая активность.

Раз есть действие, то должен быть и акт воли. Нет понятия действия, отдельного от акта во- ли. И эту активность Беркли приписывает исключительно ду- ху. Акт воли я не могу себе представить коренящимся где-либо в ином месте, кроме духа. О бытии. Как же решает Беркли вопрос что такое бытие. Перво- начальное, предварительное его решение феноменалистично, оно гласит esse est percipi быть - это быть восприни- маемым. Тем самым исчезает различение содержания восприя- тия и объекта восприятия это одно и то же. Но еsse est percipi чревато солипсизмом, неумолимо - 10 - влечет к нему, а последовательный солипсизм вместе с матери- ей ликвидирует и бога. Беркли это не устраивает.

Беркли от- клоняет поэтому логические выводы феноменализма, но не от- вергает вместе с тем его посылки, а только ограничивает их, дополняя свою первоначальную формулу бытия. Вопреки формуле для Беркли esse и percipi, быть и быть воспринимаемым, не тождественные понятия.

Быть - это не только быть воспринимаемым, но и нечто иное. Идеи, оказыва- ется, не единственная форма познания и не единственный пер- воэлемент бытия. Помимо идей, чувственных восприятий мы познаем также понятия notions. Под этим термином у Беркли фигурирует постижение духом своей собственной дея- тельности. Душа наша, согласно Беркли, познает себя самое не посредством идей. То, что мы знаем о духе, не есть идеи. Духи совершенно отличны от идей, между ними нет ничего сходного или общего. Идея совершенно пассивна, недеятель- на, и ее существование состоит в том, что она воспринима- ется. Понятие же - форма познания активного существа, су- ществование которого состоит не в том, что оно воспринима- ется, а в том, что оно воспринимает идеи. Значит, бытие духов не бытие идей, оно не заключается в их воспринимаемости, из esse не есть их percipi.

Данная ранее формула бытия расширяется Existence is percipi or percipere, существовать - это восприниматься или восприни- мать, быть - значит быть воспринятым или воспринимающим.

Солипсизма же, полагает Беркли, можно избежать, не вы- ходя за рамки идеализма. Путь к этому - через введение других Я. Когда я отрицал существование чувственных вещей вне ума, я имел в виду не свой ум в частности, а все умы. Таким образом, Беркли расширяет свое понятие бытия за пре- делы воспринимаемого, и практически переходит к обьективному идеализму. Однако следует заметить, что если бытие Я Беркли основывается на непосредственном постижении в понятии, то бытие других Я не более как допущение по аналогии.

Возникает вопрос а существуют ли вещи, если они не воспринимаются не только мной, но и другими людьми, если они не являются идеями ни для меня, ни для нас Переходят ли они в небытие Нет, отвечает Беркли. Даже если бы идея выпала - 11 - из поля зрения всех субьектов, то она продолжала бы су- ществовать в уме бога - субьекта, который вечно существует и вкладывает в сознание отдельных субьектов содержание их ощущений. Значит, к бытию как percipi и как percipere добав- ляется третье определение posse percipi - возможность восп- риятия.

Так ответив на поставленный вопрос, Беркли практи- чески становится на позиции обьективного идеализма. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Берк- ли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности 12 -

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия Д. Беркли и Д. Юма

Почему же мы обращаемся к творчеству Юма и Беркли Дело в том, что в недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике… Будем следовать принципу о котором говорил Джордж Беркли Единственное… В 1675 г. Джордж начал учебу в Килкенни,а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в Дублине. В 1704 г. Беркли…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биография Джорджа Беркли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биография Давида Юма
Биография Давида Юма. Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбур- ге, в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой. Некоторое время Юм посещал Эдинбургский у

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги