рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биография Давида Юма

Биография Давида Юма - Реферат, раздел Философия, Философия Д. Беркли и Д. Юма Биография Давида Юма. Давид Юм Родился В 1711 Г. В Столице Шотландии Эдинбур-...

Биография Давида Юма. Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбур- ге, в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой.

Некоторое время Юм посещал Эдинбургский универси- тет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить учебу. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поез- дку во Францию на три года, большую часть из которых провел в Ля-Флеш. Во время пребывания во Франции Юм написал Трактат о человеческой природе в составе трех книг, который был опуб- ликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении рассматри- вались вопросы теории познания, психологии и морали.

В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу под названием Моральные и политические очерки эссе. Эта книга принесла ему значительную популярность на родине. В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря генерала Сен-Клера отправился в военную экспедицию против французской Канады, а затем, в составе военных миссий, посетил Вену и Турин. В Италии он переделал первую книгу Трактата в Исследование о человеческом познании. В 1752 году Общество юристов избрало Юма своим библио- текарем, и он взялся за создание шеститомной Истории Анг- лии-книги, вызвавшей неоднозначное к себе отношение.

В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической служ- бе во французской столице. После возвращения он два года за- нимал пост помощника государственного секретаря. В 1769 году он вышел в отставку и возвратился в Эдинбург, где стал сек- ретарем Философского общества и занимался просветительской деятельностью. В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к работе над своим последним крупным произведением Диалоги о естествен- ной религии, но так и не закончил его. Юм скончался в августе 1776 года 13 - ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА. Основные положения.

Юм переделал учения Беркли и Локка на агноситческий ма- нер, сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился создать философию здравого смысла, философию осторожную, сдержанную, чуждую как материализму, так и на- ивному спиритуализму. Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, что имеется факт непосредственной данности нам ощущения, а отсюда и наших эмоциональных переживаний.

Юм сделал вывод, будто мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир как внешний источник ощущений. Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих по- верхностных качеств 1, т. 2, стр. 35. Почти вся последующая философия Юма строится им как те- ория познания, описывающая факты сознания. Превращая ощуще- ния в абсолютное начало познания, он рассматривает струк- туру субъекта в изоляции ее от его предметно-практической деятельности.

Эта структура, по его мнению, состоит из ато- марных впечатлений impressons и из тех психических продук- тов, которые от этих впечатлений производны. Более всего из числа этих производных видов психической деятельности Юма интересуют идеи ideas, под которыми он имеет в виду не ощущения, как это было у Беркли, а нечто иное. Впечатления и идеи в совокупности Юм называет восприятиями perceptions.

Впечатления - это те ощущения, которые получает тот или иной субъект от событий и процессов, разыгрывающихся в поле действия его органов чувств. Итак, впечатления суть ощущения субъекта. Но не только. Нередко под впечатлениями Юм понимал и восприятия в смысле, отличающем их от ощущений ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в их интегральном виде. Таким образом, Юмовы впечатления - это не только простые чувственные переживания, но и сложные чувственные образования.

В состав впечатлений он включает кроме ощущения эмоции, в том числе и бурные страсти и - 14 - спокойные calm переживания морального и эстетического характера. Что же понимал Юм под идеями Идеи в его теории познания - это образные представления и чувственные образы памяти, а кроме того, продукты воображения, в том числе про- дукты искаженные, фантастические. К числу идей Юм относил также и понятия, так как он был склонен растворять теорети- ческое абстрактное мышление в переживаниях эмпирическх конкретно-чувственных образов, подобно тому как это делал и Беркли.

Итак, идеи в системе терминологии Юма представляют собой приблизительное, более слабое или менее яркое не столь живое воспроизведение впечатлений, то есть их от- ражение внутри сферы сознания. Все идеи скопированы с впечатлений 1, т. 1, стр. 271. В зависимости от того, простыми или сложными оказываются впечатления, идеи также бывают соответственно простыми или сложными. Восприятия включают в себя впечатления и идеи. Они для Юма суть познавательные обьекты, предстоящие созна- нию. Ассоциации и абстракции.

Человек не может ограничиваться только простыми впечат- лениями. Для успеха своей ориентировки в среде он должен воспринимать сложные, составные впечатления, структура и группировка которых зависят от структуры самого внешнего опыта. Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они также бывают сложными. Как же образуются последние На этот вопрос Юм да- ет свой ответ они образуются посредством ассоциирования простых впечатлений и идей. В ассоциациях Юм видит главный, если не единственный способ мышления посредством чувственных образов, а таковым для него является не только художественное, но и всякое мыш- ление вообще.

Ассоциации прихотливы и направляются случайны- ми комбинациями элементов опыта, а потому сами они по содер- жанию случайны, хотя по форме и согласуются с некоторыми постоянными и в этом смысле необходимыми схемами. Юм выделял и различал следующие три главные вида ассо 15 - циативных связей во-первых, по сходству, во-вторых, по смежности в пространстве и времени, в-третьих, по причин- носледственной зависимости.

В рамках этих трех видов могут ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом и с состояниями предрасположенности установками к продолжению ранее возникших переживаний. Когда любое впечатление воспринимается нами, то оно не только переносит ум к связанным с этим впечатлением идеям, но и сообщает им часть своей силы и живости после того как ум уже возбуж- ден наличным впечатлением, он образует более живую идею свя- занных с ним объектов благодаря естественному переключению установки disposition с первого на второе 1, т. 1, стр. 198. Во-первых, ассоциации происходят по сходству, которое бывает не только положительным но и отрицательным по своему характеру.

Последнее означает, что вместо сходства налицо контраст так, при переживаниях эмоций нередко появляется состояние аффекта, противоположное прежнему состоянию.

Второстепенный импульс movement пишет Юм в эссе О тра- гедии преобразуется в доминирующий и дает ему силу, хотя иного, а иногда и противоположного характера Однако большинство ассоциаций по сходству положитель- ное. Юм считает, что ассоциации по сходству играют наиболь- шую роль в математических размышлениях. Во-вторых, ассоциирование происходит по смежности в пространстве и по непосредственной последовательности во времени, то есть также по смежности. Это более всего случа- ется с идеями внешних впечатлений, то есть с воспоминаниями о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-временным образом сами по себе идеи, а тем более эмоции прост- ранственно смежными в буквальном смысле, находясь в психике человека, не бывают, хотя они, конечно, локализованы в моз- гу. Больше всего полезных случаев ассоциирования по смеж- ности, полагает Юм, может быть указано из области эмпири- ческого естествознания.

Так мысль о какомнибудь объекте легко переносит нас к тому, что с ним смежно, но лишь не- посредственное присутствие объекта делает это с наивысшей живостью 1, т. 2, стр. 55. В-третьих, возникают ассоциации по причинно-следственной - 16 - зависимости, которые наиболее важны при рассуждениях, касаю- щихся теоретического естествознания.

Если мы считаем, что А есть причина, а В - следствие, то в дальнейшем, когда мы по- лучаем впечатление от В, у нас в сознании всплывает идея об А, причем может быть и так, что эта ассоциация развивается в обратном направлении при переживании впечатления или идеи А у нас появляется идея В. Следует иметь в виду, что, описывая ассоциации по при- чинно-следственной зависимости, Юм исходит из того, что схе- ма А есть причина, а В - ее следствие уже возникла как во- обще, так и применительно к любому из будущих конкретных случаев и действует в качестве готового звена механизма этой ассоциации.

Учение об ассоциациях разрушало логическую трактовку мыслительных процессов, изымало из мышления его логическую основу.

Такую же роль в теории познания Юма исполняет так называемая репрезентативная концепция абстрагирования и обобщения. Юм заимствовал ее у Беркли и включил в свою ассо- циативную схему. Но это включение было связано с внесением в данную концепцию нескольких изменений. Само по себе репрезентативное понимание абстрагирования заключалось в следующем. Существование общих понятий отрица- ется, и их функцию исполняет чувственный образ - представле- ние одного из единичных предметов.

Вслед за Беркли Юм часто пренебрегает отличием понятий от представлений images, а общего - от единичного. Какие же изменения внес Юм в эту теорию согласно кото- рой некоторые идеи являются особенными по своей природе, но, представительствуя, они общи 1, т.1, стр. 112 Во-первых, исходный класс похожих друг на друга вещей, из которого затем извлекается репрезентант, образуется, сог- ласно Юму, стихийно, под влиянием ассоциаций по сходству. Во-вторых, в отличие от Беркли Юм считает, что чувственный образ берет на себя роль репрезентанта представителя всех членов данного класса вещей временно, а затем передает ее слову, которым этот образ обозначается.

Ассоциативный способ образования чувственных репрезен- тантов смягчает сугубо индивидуальный их характер, которым они отличались у Беркли. При образовании репрезентанта через - 17 - ассоциации неповторимые признаки единичного чувственного об- раза как бы стираются и отвлекаемая идея освобождается от особенностей отдельных впечатлений.

Общее начинает прогляды- вать сквозь единичного репрезентанта как сторона всех об- разов, ассоциируемых по принципу их приблизительного сходства друг с другом. Если у Беркли абстрактная идея есть реальный индивидуальный предмет комплекс ощущений, то у Юма она отвлекается от индивидуальности в той же мере, в ка- кой ассоциации опираются не на тождество, но именно на от- носительность этого тождества, то есть на различия между ассоциируемыми идеями ведь ассоциирование абсолютно тож- дественных идей не дает ничего, кроме никому не нужных тав- тологий.

При этой поправке репрезентативная концепция абстрагирования приходит в соответствие с фактами художест- венного мышления, в котором образный пример, если он удачно подобран, заменяет массу общих описаний и даже более эффек- тивен. Те идеи, которым Юм придает статус общих, оказываются как бы усеченными частными идеями, сохраняющими в числе сво- их признаков только те, что имеются и у иных частных идей данного класса.

Такие усеченные частные идеи представляют собой полуобобщенный, смутный образ-понятие, ясность которо- му придает соединяемое с ним, опять-таки по ассоциации, сло- во. О существовании субстанции. Решая общую проблему субстанции, Юм занял такую пози- цию невозможно доказать ни существование, ни несуществова- ние материи, то есть занял агностические позиции. Такова же его формула и в отношении субстанционального высшего духа, то есть бога, хотя в практической жизни Юм был атеистом.

По- добной агностической позиции следовало ожидать от него и в отношении существования человеческих душ, но в этом вопросе Юм более категоричен и совершенно отвергает воззрение Берк- ли. Он убежден, что никаких душ - субстанций нет. Юм отрицает существование Я как субстракта актов восприятия и утверждает, что то, что называют индивидуальной душой - субстанцией, есть связка или пучок budle or collection различных восприятий, следующих друг за другом с - 18 - непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении 1, т. 1, стр. 367. Юм более широко, чем Беркли, рассматривает вопрос су- ществования субстанции. По-иному, чем его предшественник, он понимает и источник возникновения убежденности людей в су- ществование материальной субстанции. Беркли видел причину по- явления у людей иллюзорной, по его мнению, веры в то, что материальная субстанция существует, в фактах взаимосвязан- ности и яркости определенного рода ощущений.

Их взаимосвя- занность предполагалась при этом непрерывной во времени, поскольку наличие разрывов в последовательности ощущений данную иллюзию ослабляет. Иначе смотрит на этот вопрос Юм перерывы в восприятиях, наоборот, оказываются, по его мне- нию, источником веры в бытие субстанциальной их основы, если после перерывов те же самые восприятия появляются вновь и вновь.

Для Беркли проблема субстанции сводилась к тому, что- бы как-то истолковать устойчивое сосуществование явлений, а для Юма это прежде всего проблема истолкования связи явлений друг с другом во временной их последовательности.

Поэтому, по Беркли, убеждению в существовании материальной субстанции мешает наличие самих временных перерывов в ощущениях, а по Юму, помехой этому убеждению оказываются изменения в харак- тере взаимосвязанных друг с другом восприятий, то есть пере- мены в наборе их сочетаний. Это значит, что Юм в данной проблеме переносит центр тяжести на вопрос о причинении наших впечатлений. Так, нап- ример, рассуждает он, получая впечатления лампы, стоящей на столе и время от времени мной зажигаемой, я полагаю на осно- вании этого, что существует данный материальный объект под названием лампа.

Итак, разрешение проблемы субстанции за- висит, с точки зрения Юма, от более общей проблемы причин- ности. Придя к мысли о зависимости проблемы субстанции от проблемы причинности, Юм определил субстанцию как предпола- гаемый центр ассоциативного суммирования перцепций во време- ни а также друг с другом в относительно устойчивую целост- ность.

Ассоциации обеспечивают соединение отличающихся друг от друга комбинаций впечатлений например, вид некоторого предмета сейчас и его изменившийся вид спустя несколько лет - 19 - в представлении об объектах вне человеческого сознания. Эти последние объекты мыслятся как причина комбинаций впечатле- ний в сознании людей. Весь этот механизм можно суммировать следующим образом сначала воображение объединяет похожие друг на друга перцепции в общую для них серию. Затем люди приписывают перцепциям данной серии непрерывное существование и в те интервалы времени, когда их никто не воспринимает.

Возникает фикция непрерывного существования, передаваемого нашими чувствами гипотетическим вещам вне сознания, после чего складывается устойчивое представление о том, что перцепции суть следствия внешних вещей, причинно обусловлены ими. Перцепции прерывисты и изменчивы, зато вызывающие их внешние объекты относительно постоянны и устойчивы. Так возникает будто бы раскол действительности на два различных мира предположительный мир субстанциональных ве- щей и чувственный мир восприятий.

Встает вопрос, имеются ли мостики причинения, снова соединяющие эти миры друг с дру- гом Проблема причинности. В философии Юма структура причинно-следственного отно- шения может быть сведена к схеме событие событие, где стрелка означает связь причинения. Но событие Юм понимает не в смысле объективно-материального процесса, а в смысле некоторой совокупности чувственных переживаний в сознании субъекта.

Таким образом, указанная схема приобретает вид перцепция перцепция. Вся совокупность различных каузальных связей, которые, согласно Юму, подлежат философскому исследованию, может быть наглядно изображена с помощью следующего чертежа 20 - 1Область психики человека. 5 6 3 4 1 2 1Обьективный мир. 1,2 - обьекты, которые, может быть существуют вне нас 3,4 - впечатления, которые, может быть, этими обьектами вызваны 5,6 - идеи, вызванные впечатлениями 3 и 4. Схема причинности у Юма. Относительно каузальных связей 1-2, 1-3 и 2-4 Юм высказывает мнение, что мы не можем твердо и теоретически корректно доказать ни их наличие, ни их отсутствие.

Одно впечатление не может быть причиной другого, что твердо знал и Беркли, а потому каузальной связи 3-4 быть не может, хотя и может быть ложное ее ожидание по ассоциации. Каузальный характер связей 3-5 и 4-6 не вызывает у Юма ни малейшего - 21 - сомнения впечатления суть причины, а идеи - их следствия. Столь же убежден был он и в существовании казуальных связей 3-6, 4-5, 5-6, И 6-5. Здесь имеется в виду, что установившаяся после нескольких повторений последовательности событий 3-4 ассоциация, например 3 с 6, играет роль причины появления идеи 6, едва только заново появляется впечатление 3. Бывает, что люди истолковывают установившуюся в их сознании 3-6 как доказательство наличия каузальной связи 3-4, но это уже ошибка.

Ассоциативные связи 5-6 и 6-5 появляются позднее, чем 3-6 и 4-6. Юм, естественно, отрицает возможность каузальной связи 5-4, потому что никакая идея не может стать причиной впечатления.

Как мы видим агностицизм Юма при исследовании проблемы при- чинности проявился в полной мере. Такова схема видов причинной связи по Юму. На этом мож- но и закончить обзор философской концепции британского мыслителя. Стоит только добавить, что эта концепция стала своего рода классической для неопозитивистов, а самого Дави- да Юма считают прародителем этого философского течения 22 -

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия Д. Беркли и Д. Юма

Почему же мы обращаемся к творчеству Юма и Беркли Дело в том, что в недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике… Будем следовать принципу о котором говорил Джордж Беркли Единственное… В 1675 г. Джордж начал учебу в Килкенни,а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в Дублине. В 1704 г. Беркли…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биография Давида Юма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биография Джорджа Беркли
Биография Джорджа Беркли. Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии в Килкрени. Он был старшим из семи детей в семье мелкопомест- ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги