Мистическое учение Якоба Бме

Мистическое учение Якоба Бме. Якоб Бме 1575-1624 происходит из бедной крестьянской семьи в Саксонии, был сапожником.

Воспитан в лютеранстве, источником его философствования было Священное писание. Философия Бме отличается от главного направления философского и научного мышления того времени не принадлежат ни схоластике, ни гуманизму и натурализму Нового времени. Из его работ наиболее интересны Аврора, или утренняя заря в восхождении, О трех принципах и О тройственной жизни человека.

По Бме бог - наивысшее единство, но это единство не может быть познано само по себе, оно недоступно не только человеческому познанию, но даже бог не может познать самого себя. Идея о том, что самооткрытие бога возможно лишь благодаря его превращению в природу, представлена Бме в терминологии христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога в вещах, в природе и в человеке является центральной идеей философско - теологической системы Бме. Природа замкнута в боге как наивысшем и активном первом принципе.

Бог находится не только в природе, но и над ней. Человек является одновременно микрокосмосом и малым богом, в котором происходит все мировое и божественное во всей своей сложной противоречивости. Он выступает единством божественного и природного, телесного и духовного, зла и добра. Мистицизм Бме находит своих продолжателей в мистических течениях 17-18 столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии Шеллинга и Гегеля.