Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества

Ноосферная цивилизация как перспектива социального развития общества. футурологический аспект.

Одним из успехов в современной науке можно считать осознанное стремление решить проблемы рационального использования природных ресурсов и обеспечение устойчивости среды жизни. Главное разработать такую систему мероприятий, которая обеспечила бы функционирование биосферы в новых условиях и неограниченно долгое существование человечества на планете. Рецепты ограничительного характера, природоохранные мероприятия в строгом смысле этого слова, не способны дать желаемого эффекта.

Теперь речь идет не о том, чтобы несколько ослабить наш нажим на природу, в надежде, что после этого она сама восстановится. Во многих случаях необходима более действенная помощь. Природоохранительная стратегия должна подкрепляться природововсстановительными мероприятиями, поскольку без них естественным может эволюционный регресс. На место привычного субъективно-объективного отношения человека к природе пришло некое кентавроподобное единство котором прежние наши объекты, природа, не может существовать без помощи умного начала, человеческого разума. Поэтому на данный момент речь идет даже не о ноосфере в смысле В.И.Вернадского, а о некотором явно искусственно, синтетическом единстве, которое можно было бы назвать гео-био-техно-ноосфера.

Разрыв подобного единства привел бы к распаду его элементов как жизнеспособных объектов. Процесс становления новых взаимоотношений идет очень трудно, не никакой гарантии, что впереди нас ждет успех.

Это потребует целенаправленного действия коллективного интеллекта человечества - его самооргнизации. Работа над стратегией существования в новых условиях требует объединение усилий многих ученых, интеграция науки с культурой, философией, религией, общественным движением но самое вожное-преодолеть диктат политики и экономики в общественном устройстве над духовно нравственными началами, которые заложены в качестве механизма самосохранения в любом человеческом существе.

Влиять на общественное сознание можно стимулируя потребности человека. Как известно, существуют две сферы потребления- производственная и личная. В производственной сфере в последнее время наметились определенные сдвиги. Это энергосберегающая политика ряда стран, экологические требования к транспорту и т.д. Кроме того, наблюдается определенный сдвиг сознания- осознание обществом, в том числе и предпринимателями, необходимости управления потреблением неизучение спроса, а управление им, процесс формирования культуры производства.

Сфера личного потребления замыкается потреблением предметов и услуг человеком. Примерная группировка фактов, влияющая на эти потребности, такова 1.группа - Общественно исторические факторыэто географическое положение, климат, традиции и обычаи, состояние природной Среды 2 группа - Технико-экономические факторыони характеризуют степень экономического развития данного региона, технический и научный потенциал, квалификацию рабочих 3 группа - Социально-политические факторы они определяются господствующей формой собственности, политическим устройством государства.

Их влияние зависит от распределения национального дохода, социальных гарантий и т.д. На сегодняшний день анализ всех этих факторов говорит о сиюминутности потребностей современного человека его мировоззрение замкнуто на цепи Человек-Земля-производство, а единая картина мира и осознание себя как частицу вселенной включенной, в неразрывносввязанной с ее механизмом отсутствует. По сути, актуальным становиться вопрос культуры производства и потребления, т.е. поиск критериев разумных потребностей, становление экологической этики.

Известный американский экономист Гарингтон Эмерсон писал, что человеческая деятельность должна иметь тот же тип организации оборони тельно-созидательный какой существует в мире земных растений, а не военно-разрушительный который активно культивируется сейчас. Разумная хозяйственная деятельность должна соответствовать тому, что в мире растений соответствует фотосинтезу, и должна быть такой же экологически безвредной, энергетически сбалансированной, какой является продуктивная деятельность зеленых растений.

Наградой же служит долговечное существование всего сообщества. Критерием разумных потребностей в сфере производства все более четко вырисовываются, при наличии желания и воли, совершенствуя систему управления, можно решить многие проблемы Оптимизм вызывает Декларация предпринимателей, принятой конференцией в Рои де Жанейро в 1992 году, экологическая политика Голландии, США, Японии, Китая. Намного сложнее определить критерии разумности в сфере личного потребления.

Большинство населения весьма инертно относится к призывам экологов позаботится о будущем своих детей и внуков. Подобной узости мышления можно найти несколько объяснений 1. Вся система воспитания и образования ориентирована на материальные ценности 2. Утеряны экологические нормы культуры, национальные жизнеутверждающие традиции 3. Нигилизм и полное пренебрежение духовными ценностями, утрата цели и смысла жизни, неверие в Вечность мира 4. Галопирующая материализация жизни, следовательно, и дегуманизация.

Формировании разумных потребностей - это процесс формирования человека как личности, шаг в новую цивилизацию. До сих пор нередко утверждалось мнение, что любой нравственный критерий ограничивает якобы сам принцип свободы в любом поиске, сдерживает прогресс. Ноосферным идеалом является жизнь она почитается как высшее благо, духовная цель любой деятельности.

Именно такое благо, такая цель и такой предмет касаются всех без исключения. Посему регулирования взаимоотношений с природой, забота и восстановление ее - дело без преувеличения каждого живущего. на нашей планете. Культура, искусство, религия, как носители нравственного императива должны занять приличествующее им место в решении экологических вопросов человечества. Мало добиться того, чтобы человек знал, как правильно поступить в тех или иных обстоятельствах, надо, чтобы он не смог, в силу воспитания убеждений, поступить иначе.

И если люди хотят сохранить себе, свою природу, свой род, все накопление культуры, т.е. собственно весь человеческий мир, им не только необходимо знать все современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком. Только при таком синтезе у человечества есть шанс сохранить жизнь.