рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Значение метода в философии Гегеля

Работа сделанна в 1998 году

Значение метода в философии Гегеля - раздел Философия, - 1998 год - Логический метод Гегеля. Значение Метода В Философии Гегеля. Для Гегеля, Как Для Объективного Идеалист...

Значение метода в философии Гегеля. Для Гегеля, как для объективного идеалиста, весь мир, все существующее представляется в виде ступеней последовательного развертывания абсолютной идеи Именно собственная деятельность логической идеи определяет себя к дальнейшему и развивается в природу и дух Гегель.

Ук. соч с. 160 Перефразируя известные слова Ленина, можно сказать, что для Гегеля в мире нет ничего, кроме движущегося мышления. Таким образом, значение центральной философской дисциплины приобретает логика - наука об идее, о мышлении, а все остальные части философии и - шире - все прочие науки становятся как бы прикладной логикой. Онтология и логика совпадают. Изучив логическую стихию, мы становимся способны понять истинную структуру мира. Логика приобретает вследствие этого как практическую, так и высшую, метафизическую ценность Поскольку логическое есть абсолютная форма истины, поскольку оно, больше того, само есть чистая истина, оно представляет собой нечто совершенно иное, чем только полезное.

Но так как самое лучшее, наиболее свободное и самостоятельное есть одновременно и наиболее полезное, то можно рассматривать логику также и с этой стороны Гегель. Ук. соч с. 108 Но что представляет из себя та абсолютная идея, порождением которой выступает весь мир? Это - идея, содержащая в себе всю идеальную сторону мира, причем мира, понятого как единство, тотальность.

Кроме того, это единство уже не непосредственное, а различенное, то есть такое единство, в котором выявлены все его отдельные моменты. Идея - это систематизированная тотальность Гегель. Ук. соч с. 423 Так оказывается, что содержание абсолютной идеи - не какое-то особое определение, самостоятельная логическая конструкция, а вся система гегелевской логики, которая как раз и представляет собой систематизацию идеального.

Содержание идеи совпадает с содержанием Логики. Содержанием абсолютной идеи является все то обширное содержание, которое развернулось перед нашими глазами. Напоследок мы узнаем, что содержание и интерес есть не что иное, как весь путь развития Гегель. Ук. соч с. 420 - пишет Гегель в конце книги. Практически идея - это только способ развертывания идеи, логический метод. Метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания, от которого он отличается лишь постольку, поскольку моменты понятия также и в себе самих приходят в своей определенности к тому, чтобы обнаружиться как тотальность понятия Гегель.

Ук. соч с. 423 то есть поскольку помимо метода важны еще и промежуточные результаты, полученные с его помощью. Гегелевский метод состоит в последовательном порождении понятий друг другом. Очевидно, он должен иметь начало должно существовать некое первичное понятие, категория, из которой можно было бы последовательно вывести все прочие категории и которая в то же время сама уже не была бы опосредована, определена ничем другим.

Такой категорией является бытие. Ни достоверность, ни абсолютная истина и никакие другие подобные формы не могут выступать в качестве начала философии, поскольку они предполагают сопоставление чего-то с чем-то другим, в то время как начало должно быть едино и зависеть только от самого себя. Начало не может иметь определений, так как еще нет ничего, через что его можно было бы определить, нет никакого другого.

Это полное отсутствие определений, чистая мысль - абсолютная абстракция, совокупность всех реальностей, абстрагирование от всего, с потерей всяческого конкретного, особенного - это и есть то, что понимается под чистым бытием Гегель. Ук. соч с. 217-218 С чистого бытия, фактически с пустоты первое же движение мысли обнаруживает, что чистое бытие есть ничто Гегель начинает движение своего метода, в процессе которого будет последовательно порождено все богатство философской теории и, шире, цветущее многообразие всего универсума.

Гегель называет свой метод спекуляцией Гегель. Ук. соч с. 210 В повседневном употреблении это понятие связано с денежными махинациями, и та их черта, которая, по мнению Гегеля, позволяет ему назвать свой метод спекулятивным объективирование субъективного, переход того, что задумано, в то, что есть. Однако сразу бросается в глаза сходство по другому признаку как при финансовой спекуляции прибыль умножается без привлечения дополнительных средств, сама из себя, так и в гегелевском методе мы, имея в начале только пустое бытие, в конце концов приобретаем весь мир. Важно заметить, что в противовес обычному отношению к спекуляции для Гегеля она - сугубо положительное, ценное, заслуживающее уважения, так как истинной может быть лишь та логика, в которой понятия свободно развиваются из самих себя. Диалектика - это часть точнее, момент логики, который заключается в снятии конечными определениями самих себя и их переходе в свою противоположность Гегель. Ук. соч с. 205 В этом качестве диалектика противопоставляется рассудочному мышлению, другому моменту логического, связанному с абстрагированием, полаганием конечных определений конечных - то есть абстрактных, разрывающих целостность понятий и фиксирующих их отдельные моменты в виде самостоятельных сущностей. Диалектикой опровергается формальная - аристотелевская - логика, но результаты этого отрицания закрепляются все же спекуляцией именно спекуляция постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе Гегель.

Ук. соч с. 210 Несмотря на это, гегелевский метод может быть назван и диалектическим методом, как это обычно и делается, потому что диалектика является ядром спекуляции, тем, что составляет в ней шаг вперед по сравнению с формальной логикой.

Первоисточник гегелевской диалектики - бытие - абсолютно чисто от каких-либо определений.

Однако оно же в силу свой природы содержит в себе неявно все возможные определения. Выявление, раскрытие отдельных моментов бытия, а затем и тех категорий, которые будут из него получены, полагание этих моментов в качестве самостоятельных понятий составляет движущую пружину гегелевского метода Все движение философии как методическое есть не что иное, как полагание того, что уже содержится в понятии Гегель.

Ук. соч с. 222 Не только любой реально существующий предмет, но и практически любое логическое понятие представляет собой тотальность, то, что может быть адекватно выражено только суммой бесконечного числа определений Гегель.

Ук. соч с. 137. Как известно, представление реального значения в виде суммы бесконечного числа воображаемых абстрактных, конечных величин - это понятие интеграла в его точном математическом смысле. На аналогичных идеях строится и дифференциальное исчисление. В связи с этим вполне справедливо утверждение Энгельса, что диалектика относится к формальной логике так же, как высшая математика к элементарной математике Маркс К Энгельс Ф. Избранные сочинения.

Т. 5. М 1986. С.125 и как таковое оно способно, раскрывая свое содержание, самоуглубляясь, породить бесконечное многообразие других понятий. Продолжая этот процесс дальше и дальше, мы, отправившись от любой точки, получим веерообразно расходящееся дерево категорий. Следует заметить, что чем более абстрактна - то есть, фактически, чем более пуста - исходная категория, тем больше мощность того бесконечного множества понятий, которое она породит мощность в смысле теории множеств. А бытие, как абстракция всех абстракций, способно выделить, разграничить в себе вообще все возможные определения.

Диалектический процесс в том виде, в котором он нами описан, носит еще достаточно хаотический характер. Однако Гегель придает ему четкую систематическую форму, определяя, что порождение понятий должно строится по принципу триады. В каждом предмете выделяются три момента первый - непосредственное, сплошное единство рассматриваемого объекта предмет в себе второй - объект как сложность, как множество, расчлененность, как рефлексия предмет для себя третий - воссозданное единство, в котором не теряются внутренние различия, выявленная истина предмет в себе и для себя. Каждый из этих моментов полагается в качестве самостоятельного понятия и вновь подвергается триадическому исследованию. Система категорий, таким образом, приобретает вид троичного дерева.

Нужно сказать, что понятия, которыми оперирует Гегель и которые он расставляет по узлам этого дерева, почерпнуты из повседневных представлений философ не создает свою особую терминологию для обозначения исследуемых им объектов.

Терминологические изыски кантианства и формальной логики подвергаются едким насмешкам Такие выражения, как трансцендентальное единство самосознания, кажутся очень трудными, как будто бы за ними скрыто нечто страшное, но дело в действительности проще Гегель. Ук. соч с. 158 Сам Гегель пользуется только такими на первый взгляд прозрачными словами и словосочетаниями, как бытие, существование, идея, положенность, свечение видимостью, в себе и т. д однако он придает им точный смысл, включая в контекст своей системы.

Философия делает единственно только то, что превращает представления в мысли Гегель. Ук. соч с. 114 то есть выявляет внутреннюю сущность обыденной лексики, разграничивает и конкретизирует общеупотребительные представления. Гегелевские термины так относятся к обычным словам, как третий член триады к первому в них именно в явном виде положено то, что эти слова означают по своей истине.

Гегель не дает определений своих категорий. Это и понятно поскольку понятия - тотальности, постольку они не могут быть описаны конечными определениями. Значение категорий определяется их местом в общей триадической системе. Здесь уместна аналогия с периодическим законом Менделеева простое перечисление свойств химического элемента его цвета, плотности и др. тоже мало о чем говорит, в то время как номер в таблице позволяет однозначно идентифицировать элемент и предсказать все его свойства.

Более того, попытка дать дедуцированному понятию конечное определение, разобраться, что оно из себя представляет, приводит к выявлению в нем трех других понятий, соответствующих все тем же трем сферам, и так до бесконечности. Реально философ останавливается на уровне, исчерпывающем точность языка см. Приложение, где раскрытие Гегелем категории качества приведено полностью и на последнем его уровне заметно повторение, проистекающее из-за нехватки отдельных слов для обозначения каждой позиции - повторяются термины бытие, для-себя-бытие, количество. Таким образом, в качестве ключевых элементов гегелевской логики могут быть выделены диалектическая самопротиворечивость понятий и триадичность, позволяющая систематически вырабатывать новые категории на основе этой противоречивости.

Поскольку логика, как говорилось выше, становится онтологией, то нужно признать, что самопротиворечивость и триадичность были изначально присущи абсолютной идее, порождающей мир, и только затем отразились в остальном универсуме причина диалектического характера окружающей действительности - в диалектизме самого ее сверхъестественного источника.

Однако помимо развертывания Идеи в мир, которое позволяет говорить о тождестве онтологии с логикой, гегельянство рассматривает и обратный процесс - свертывание мира в идею - человеческое познание.

Оно составляет третью связанную, как мы помним, с мотивом возвращения в единое сферу внешней триады Логика - Природа - Дух, то есть Дух. Человечество, развиваясь, постепенно выделяет в окружающем мире те логические структуры, которые были положены в его основу его идеальным источником следовательно, субъективное человеческое мышление будет опосредованно - через природу - подчиняться тем же законам, что и объективное Абсолютное мышление, логика. Так логика, побывав онтологией, становится теорией познания, где она есть уже не то, из чего дедуцируется мир, а то, что индуцируется из мира. Сам Гегель даже допускает возможность излагать философию в порядке, который соответствует именно познавательному, а не онтологическому как в Энциклопедии процессу Дух, который мы знаем как индивидуальное, деятельное, есть также середина, а природа и логическая идея суть крайние члены.

Именно дух познает в природе логическую идею и возвышает, таким образом, природу до ее сущности Гегель.

Ук. соч с. 373. См. также с. 7 В этой части гегелевская теория познания без изменений принимается марксизмом - гегельянским материализмом. Приведем несколько известных цитат из ленинских конспектов Науки логики Тут есть очень глубокое содержание, чисто материалистическое. Надо перевернуть практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом. Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот.

Гегель действительно доказал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал. Ленин В. И. Ук. соч с. 149, 154, 140. Следует заметить, что единство марксизма и гегельянства по вопросу теории познания не так случайно, как это можно заключить по неосторожному выражению гениально угадал и там, и здесь кантовская разделенность материального и идеального, субъективность, пустота общих понятий преодолевается одинаковым способом - признанием одного начала материи или идеи в качестве субстрата для другого.

Для Гегеля нет пропасти между мышлением и реальностью, потому что реальность - одно из проявлений абсолютного мышления для марксизма - потому что мышление есть не что иное, как форма движения материи. Гносеология преодолевается онтологией. Более того, как говорилось выше, Гегель фактически признает возможность марксистского - от природы к логике - подхода к познанию, рассматривая его в виде части своей системы процесс возвращения идеи в себя из природы. Различие же состоит только в интерпретации результатов мышления если в марксизме познаются объективные закономерности материального мира как такового, то у Гегеля - объективно-логические конструкции, стоящие за материальным миром.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что логический метод занимает центральное место в философской системе Гегеля. Он формирует вокруг себя эту систему, производя все ее составные части - онтологию, гносеологию, этику, философию истории, историю философии и др. Метод - душа и принцип гегельянства.

Рассмотрению одного из его важнейших аспектов- рекурсивной триадичности - будут посвящены следующие две главы настоящей работы. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Логический метод Гегеля.

Представляя собой высшую точку в развитии немецкой классической философии, гегельянство по своей научной значимости может быть сравнимо лишь с… Он претендует на абсолютность своей системы, на последнее слово в истории, и… М 1997. С. 33 По крайней мере, на русскую идеологию влияние Гегеля неоспоримо.Общеизвестно, что его учение в снятом…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Значение метода в философии Гегеля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Три сферы логического
Три сферы логического. В каждом логическом понятии, по Гегелю, могут быть выделены три момента, неразрывное единство которых, тотальность, и составляет понятие. Вот как описывает философ эту триади

Триада в развитии
Триада в развитии. Ранее уже говорилось, что для уяснения смысла каждого понятия, входящего в ту или иную триаду, Гегель разбивает само это понятие на три момента, и так далее теоретически до беско

Гегель и мистика
Гегель и мистика. Ввысь устремил я взор и в каждой сфере лишь единое увидел. Вниз посмотрел и в пене волн морских лишь единое увидел. Взглядом проникнул в сердце я, то было море, бездонная к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги