рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Происхождение жизни

Работа сделанна в 1998 году

Происхождение жизни - Доклад, раздел Философия, - 1998 год - Материализм в учении древнегреческих атомистов. Происхождение Жизни. Живое Возникло Из Неживого По Законам Природы Без Всяког...

Происхождение жизни. Живое возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. После того, как произошло разделение мрачного хаоса, после того, как возник воздух, а под ним земля, грязеобразнаяи совсем мягкая, на ней вспучились пленки, имеющие вид грязных нарывов или водяных пузырей.

Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После тогокак они увеличились и лопнули, из них образовались люди и всевозможные виды животных, соответственно преобладанию того или иного элемента именно влагообразного, огнеобразного, землеобразного и воздухообразного. Когда же земля высохла под лучами солнца и уже не могла больше рожать, как они утверждают, животные стали появляться на свет путем рождения одних другими. Двуполость животных объяснялась тем, что плоды будущих самцов были допечены, а самок нет. Смешение элементов в этих животных не было одинаковым те в которых было больше всего землеобразной материи, стали травами и деревьями, имеющими голову, обращенную вниз и укоренившуюся в земле УЧЕНИЕ ЛЕВКИППА И ДЕМОКРИТА О ПРИЧИННОСТИ Необходимость как причинность.

Атомисты установили не только свой закон сохранения бытия, обогатив его законом сохранения движения, но и главный закон происходящих в мироздании процессов.

Этот закон был сформулирован Левкиппом в его сочинении О разуме. Отвергая идеалистическое учение о разумном устроителе демиурге мироздания, Демокрит говорил, что в мире без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи. В противоположность мифологии и идеализму Левкипп и Демокрит истолковали необходимость как причинность, как порождение причиной следствия. Все, что происходит, имеет причину в другом, а другое - в третьем и т. д. Ничто не происходит без причины, свободно.

Правильно отвергая ложные понимания необходимости, атомисты по вполне понятной психологической причине перегнули палку н вместо того, чтобы положить причинность в основу необходимости, ошибочно сводили необходимость к причинности. Конечно, все, происходящее по необходимости, определяется какой-то причиной. Однако совсем не обязательно, чтобы данная причина производила именно это следствие.

Для такого результата должны быть благоприятные условия, которые, в свою очередь, зависят от других причин. Но чаще условия бывают неблагоприятными. Поэтому связь причины со следствием не проста, ибо эта связь осуществляется в определенной, неравнодушной к ней среде. И чем меньше влияние среды, тем с большей необходимостью причина порождает следствие, тем меньше роль случайности. Но такое возможно лишь в условиях эксперимента, лаборатории. Поскольку же все имеет ту или иную причину, все происходящее в мироздании происходит необходимо. Левкипп утверждал, что ни одна вещь не возникает, не рождается, не происходит напрасно, бесцельно, безуспешно, попусту, без пользы, но все возникает, рождается, происходит в силу причинной связи, а буквально - из логоса - разумного основания и по необходимости.

Здесь Левкипп сопоставляет необходимость с основанием, с причиной подчеркивая разумный характер этой причины, он отмежевывает ее от мифологических неразумных оснований. Случайность.

Атомисты отрицали объективность случайности. При этом они правильно подметили, что о случайности нельзя говорить как о беспричинности. Шел человек, и вдруг с неба ему на голову упала черепаха и убила его. Случайно это или нет Нет, отвечает Демокрит, орел, схватив черепаху, бросает ее с высоты, чтобы разбить пандирь черепахи, человек был лысым, его голова была ошибочно принята, о.рлом за камень и результат известен. Это не случайно, ибо имеет свою причину. Для атомистов случайность субъективна, .случайно то, причину чего мы не знаем.

Но раз эта причина существует, то случайность мнима. Демокрит говорил Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия. Ведь случай по природе борется с рассудком, и, как они утверждали, будучи крайне ему враждебным, властвует над ним. Вернее, даже они совсем не признают и устраняют разум, а на его место ставят случай, они прославляют не удачный ум, а умнейшую удачу. Здесь Демокрит утверждает, что ссылка на случай - проявление лености мысли, отказ от поисков причины.

Сведя необходимость к причинности и понимая, что все, что кажется случайным, т. е. беспричинным, имеет причину, атомисты отвергли случайность. В их мире царит только сквозная необходимость. Здесь надо различать два момента. Для кого подлинная причина и подлинная необходимость заключена лишь в целевых причинах, всякая бесцельная причина кажется случайностью. Поскольку же атомисты не признают целей в природе, постольку они принимают случайность всего происходящего.

Впрочем, этот момент выражен в доксографии слабо и неявно. Гораздо сильнее выражен второй момент атомисты, утверждая, что внутри мира все происходит по необходимости, образование самих этих миров признали случайным, не указав никакой причины для этого образования. Например, Аристотель в своей Физике писал Есть и такие философы, которые причиной и нашего неба, и всех миров считают самопроизвольность сами собой возникают вихрь и движение, разделяющее и приводящее в данный порядок Вселенную.

В особенности достойно удивления следующее говорят они, что животные и растения не существуют и не возникают в силу случайности, а что причиной является или природа, или разум, или что-нибудь другое подобное ибо из семени каждого существа возникает не что придется, а из этого, вот, маслина, из этого человек, а небо и наиболее божественные из видимых существ возникают сами собой, и эта причина совершенно иного рода, чем у животных и растений II 4 В комментарии Иоанна Филопона VI в. сказано, что под некоторыми надо понимать Демокрита и его последователей и что Аристотель упрекает Демокрита в том, что он ни про одно из частных явлений не говорит, будто оно возникло по воле случая ведь не возникает из любой вещи любая, и, анализируя частные явления как, например, почему бывает теплое и белое, почему мед сладок, он считает причиной их положение, порядок и форму атомов, а причиной самого возникновения Вселенной спонтанность.

Итак, внутри мироздания ничто не самопроизвольно, не спонтанно, но сам космос и составляющие его бесчисленные миры возникают самопроизвольно, спонтанно, беспричинно.

Но это, как мы видели в космогонии, не так. Атомисты и фатализм. Если атомисты сводят необходимость к причинности и отвергают случайность, значит ли это, что они фаталисты Напомним, что fatalis - предопределенный судьбой, роковой. И да, и нет. Нет, во-первых, потому, что фатум, судьба, относится обычно к миру человека, поэтому некорректно применение понятия фатализма к природе, к мирозданию.

Но такое соображение формально. По существу же надо различать фатализм мифологический и философский. Фатализм мифологии - это сфера индивидуальных судеб людей, их жизнь предопределена и притом без всякого разумного основания не из логоса. Такой фатализм Левкипп отверг. Именно его он имел в виду, когда говорил, что ничто не возникает попусту, а все возникает из логоса, т. е. из разумного существенного основания. Но атомисты не избежали философского фатализма - учения о том, что одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное, тогда как на самом деле с необходимостью вызывается лишь одно общее другим общим.

Этого-то атомистыине заметили. Вообще орел роняет черепаху на камень или на то, что его напоминает. Здесь фатализма нет. Однако считать, что именно этот орел именно эту черепаху должен был с необходимостью бросить на голову именно этого человека - это фатализм. А Демокрит, по-видимому, именно так и думал.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материализм в учении древнегреческих атомистов.

Античный атомистический материализм часто связан с проблематикой элеатов. Трудность состоит в разделении учений Левкиппа и Демокрита. От сочинений обоих философов сохранилось не много, в доксографии же о них говорят целокупно.Однако Левкипп делал упор…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Происхождение жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мир вещей и явлений
Мир вещей и явлений. для атомистов реален и состоит из атомов. Возникновение и уничтожение вещей они объясняли разделением и сложением атомов, изменение изм. их порядка и положения. Космогония. Ато

Макрокосм и микрокосм
Макрокосм и микрокосм. В основе учения атомистов о животном и человеке - уподобление микрокосма животное, человек макрокосму и наоборот. Человек и животное - как бы некоторый малый мир, и то, что п

Два вида существования
Два вида существования. Демокрит различает то, что существует в действительности, и то, что существует в общем мнении. В действительности существуют лишь атомы и пустота. Демокрит сказал Тол

Теория ощущений
Теория ощущений. Выше говорилось, как Демокрит в целом представлял чувственное познание. Но сохранившаяся информация позволяет нам представить все это подробнее. Демокрит тщательно исследовал такие

Сновидения
Сновидения. Теория образов позволила Демокриту дать объяснение сновидений. Образы несут в себе отражения душевных явлений и мыслей, свойственных каждому, их характеров и переживаний. Такие образы л

Рабство и семья
Рабство и семья. Нравственный мир Демокрита как человека рабовладельческого общества узок. Рабство Демокрит отнюдь не считал безнравственным. Напротив, он советует Рабами пользуйся как частя

Воспитание и обучение
Воспитание и обучение. Цель воспитания - достижение добродетели - лучше совершать убеждением и доводами рассудка, чем принуждением. В основе воспитания - способность к стыду, т. е совесть. Человека

Богатство и бедность
Богатство и бедность. Для Демокрита это моральная, а несоциальная проблема. Богатые и бедные будут всегда. Следовательно, дело в том, как относиться к богатству и к бедности. Богатством надо пользо

Счастье и эвтюмия
Счастье и эвтюмия. Счастлив тот, кто довольствуется немногим. Счастье не в богатстве, оно не в стадах и золоте, не в рабах и не в деньгах. Счастье - в душе. Если у животных главное - их телесная пр

Мораль и право
Мораль и право. Право хуже морали. Но оно необходимо для толпы. Предписания закона искусственны, это дурное изобретение. Демокрит говорил, что мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно

Теория исторического развития
Теория исторического развития. и культуры. Демокриту принадлежит выдающееся учение о самостоятельном историческом прогрессе людей от звероподобного состояния к цивилизованному. У Демокрита люди до

Происхождение речи
Происхождение речи. и проблема имени. Люди не всегда владели речью. В первобытном состоянии речи не было. Речь стала возникать в связи с общением людей. Из голоса, первоначально невнятного и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги