Макрокосм и микрокосм

Макрокосм и микрокосм. В основе учения атомистов о животном и человеке - уподобление микрокосма животное, человек макрокосму и наоборот. Человек и животное - как бы некоторый малый мир, и то, что происходит в микрокосме, происходит и в большом мире - в макрокосме. Так атомисты решают основной вопрос мировоззрения - вопрос об отношении мы и оно. Но в направлении зооморфизации и антропоморфизации мироздания оно атомисты далеко не идут. Их макрокосм не организм.

Сходство микрокосма и макрокосма лишь в том, что, с одной стороны, тело человека и животного состоит из атомов и пустоты, а с другой - в природе есть и душа и разум. Но это всего лишь теплота и огонь - носители живого и разумного. В этом смысле макрокосм одушевлен и разумен. Но степень одушевленности и разумности мироздания невелика. Человек и животное. Животное отличается от макрокосма большей степенью концентрации в нем теплоты, человек же - наибольшей, в нем есть не только тепло, но и огонь.

Однако разница между теплотой и огнем количественная, ибо в основе теплоты и огня - особые малые, круглые, скользкие, подвижные атомы. Соответственно этому одушевленность и разумная одушевленность отличаются друг от друга лишь количественно, как неразумная и разумная часть души. Человек. Согласно Демокриту, тело человека возникло из волы и грязи без всякого творца и разумной цели наряду со всеми другими видами живого. Идея органической эволюции у Демокрита отсутствовала.

Человек отличается от животных лишь тем, что он получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывающей в себя теплоту. Поэтому-то он, один из всех животных, стоит прямо и мало соприкасается с землей. Он вобрал в себя и некоторое количество более божественной природы поэтому в нем есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее. Демокрит определяет человека как животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость.

Психология. Душой атомисты считали не некую сверхматериальную субстанцию, а вполне физическую сущность. Их крайняя материалистическая позиция в этом вопросе неверна, ибо сознание - не сама материя, а ее свойство, притом не всей материи, а лишь высокоорганизованной. Но было бы наивно требовать от атомистов такого понимания природы сознания. Их материализм наивный. Согласно атомистам, душа - только совокупность атомов.

Менее огненная, животная, неразумная часть души равномерно распределена по всему телу. Она - источник подвижности и жизненностнтела. Аристотель потом скажет, что если душа телесна, то это значит, что в одном и том.же месте находятся два тела, что-с точки зрения Аристотеля невозможно, поскольку он отрицал пустоту. С позиций же признания пустоты, разделяющей атомы, наличие двух тел водном месте возможно одно тело пронизано другим телом, живое .тело пронизано душой. Разумная часть души находится в грудной клетке человека.

Необходимое условие жизни - дыхание, которое понимается атомистами как постоянный обмен атомов, души со средой. Аристотель в произведении О душе кн. 1, гл. 2 сообщает Демокрит говорит, что от дыхания получа.ется для тех, кто дышит, некий результат - именно, что оно препятствует выдавливанию наружу души Он говорит, что душа и теплота - это одно и то же - первотела из числа имеющих шарообразную форму. Когда же они выделяются наружу, так как окружающая среда выдавливает их из тела, то приходит на помощь, как он утверждает, вдох. Ведь в воздухе есть очень большое число таких атомов, которые он называет разумом и душой когда человек дышит и когда в него входит воздух, эти атомы, войдя вместе с ним и препятствуя сжиманию, мешают душе, находящейся в живых существах, выходить наружу.

Атомисты учили и о смертности души. Аристотель продолжает Дыхание и выдыхание содержит в себе жизнь и смерть. Ибо смерть - это выход такого рода атомов из тела в силу выдавливания их окружающей средой. Таким образом душа человека постоянно обменивается своими атомами с окружающей средой, в которой присутствуют атомы души-огня. Их особенно много в воздухе.

Выдох означает, что душа стремится покинуть тело и частично из него вырывается, но при вдохе мы возвращаем атомы души при этом не обязательно те же самые обратно. Выдох без вдоха - это и есть смерть. Покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе. Никакого загробного существования души нет и не может быть. Таким образом, все религиозные мифы о загробной жизни, в которые верили эллины, в том числе и многие философы-идеалисты, такие, как пифагорейцы и Платон, для Демокрита - только басни.

Такое утверждение свидетельствует не только о необыкновенной прозорливости, но и о необыкновенном мужестве. Гносеология. Учение Демокрита о познании основано на представлении о телесности души и на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования.