Теория ощущений

Теория ощущений. Выше говорилось, как Демокрит в целом представлял чувственное познание. Но сохранившаяся информация позволяет нам представить все это подробнее. Демокрит тщательно исследовал такие ощущения, как слух, вкус, зрение. Вкус. Демокрит возводит вкусовые ощущения к формам атомов, а также к их величине. Он приписывает каждой вкусовой субстанции определенную форму, считает характерными для субстанций сладкого вкуса круглые и умеренно большие атомы, для субстанции кислого - крупные атомы шероховатой, многоугольной и неокругленной формы, а для субстанции острого вкуса в соответствии с названием этого вкуса - атомы, острые по форме, угловатые, изогнутые и неокругленные.

Для субстанции едкого вкуса характерны круглые и мелкие угловатые и изогнутые атомы.

Субстанция соленого вкуса имеет атомы угловатые, умеренной величины, косые и равнобедренные. Субстанция горького вкуса округленные, гладкие, косые и малые по величине. Субстанции жирного вкуса мелкие, округленные и малые. Здесь все ясно, только надо было бы говорить не столько об атомах, сколько об их соединениях, т. е. о молекулах. Осязание. Здесь Демокрит говорил главным образом о горячем и холодном. Источником теплоты являются особенно подвижные шарообразные атомы. При охлаждении эти атомы выщелкиваются из тел при уплотнении охлаждающегося тела. Бездействуя на наше тело, эти подвижные шарообразные атомы вызывают ощущение тепла.

По другой информации, теплые тела те, которые состоят из более острых и более мелких первотел, расположенных притом одинаково, а холодные и влажные - те, которые состоят из атомов противоположного характера. Демокрит пытался связать вкусовые свойства атомов с тепловыми. Ощущения тепла вызывают субстанции острого и едкого вкуса. Запах. Что касается запахов, то здесь у Демокрита какой-то пробел.

Иначе Теофраст не спрашивал бы с неудовольствием Почему же Демокрит объясняет вкусовые ощущения из вкусовых субстанций, а запахи не относит таким же образом к формам ощущаемого Следовало бы, продолжает Теофраст, объяснить из атомов Л 500. И в самом деле это было бы нетрудно. Между тем Демокрит ограничился лишь общим соображением, что запах это истечение тонкого из тяжелого. Таким образом, делает Теофраст вывод, Демокрит кое-что проглядел.

Слух. Источник звука сгущение воздуха звук возникает тогда, когда воздух сгущается и с силою входит внутрь Л 488. Звук входит во все тело, но главным образом проникает через уши, так как здесь он проходит через наибольшую пустоту и в наименьшей мере задерживается. Звук тело, т. е. все, что может действовать и подвергаться внешнему воздействию. Таким образом, все ощущения можно считать разновидностью осязания, ибо они возникают в результате непосредственного соприкосновения самого тела с органами чувств, или порождаются атомами в явлениях вкуса и запахов, или возникают в результате воздействия на тело воздуха, порождая звук и слух. Зрение.

Особенно интересно учение Демокрита о зрении, возникающем в результате телесного воздействия на орган зрения. Демокрит не отрицает значение света и кое-что говорит о роли Солнца при зрении, но главное у него все же не в этом. Главное это учение об образах идолах, без проникновения которых в тело зрительные ощущения не возникали бы. Такие образы исходят от всех вещей, от растений, но более всего от живых существ вследствие их энергичного движения и их теплоты.

Образы - тончайшие оболочки тел, как бы их материальные копии. Они все время истекают от тел. При этом нет надобности в свете. Оторвавшись от тела, образ приобретает самостоятельность, существуя сам по себе. При этом образы не только запечатлевают в себе внешность существ, но и принимают также отражения душевных движений и мыслей, свойственных каждому, и характеров, и переживаний. Вместе с тем можно трактовать образы как чувственные картинки, ибо Демокрит своеобразно трактовал природу цветов.

Цвета. Цвета существуют только в представлении. Основных цветов четыре белый, черный, красный н желтый или зеленый. Черное порождается атомами шероховатыми, изогнутыми и неодинаковыми, красное теми же атомами, что и теплота, хотя и большими, зеленое от красного отличается лишь положением и порядком атомов и т. п. Важен сам принцип - попытка объяснить субъективные цвета объективными свойствами атомов.