Рабство и семья

Рабство и семья.

Нравственный мир Демокрита как человека рабовладельческого общества узок. Рабство Демокрит отнюдь не считал безнравственным. Напротив, он советует Рабами пользуйся как частями тела каждым по своему назначению. Отношение Демокрита к семье, женщине и детям негативно. С женщинами дела лучше не иметь, а если уж необходимо завести семью, то надо выбрать женщину простую, маленькую и молчаливую. Наибольшее унижение для мужчины - повиноваться женщине. Такой мужчина - раб своих страстей. Детей лучше не иметь, потому что удача в воспитании детей достигается ценой борьбы и забот, причем блага малы, слабы и незначительны, в случае же неудачи страдания ни с чем не сравнимы.

Лучше взять ребенка на воспитание у друга. Здесь можно выбрать ребенка по сердцу, в противном же случае приходится довольствоваться тем, кто родится. Дружба. Демокрит высоко ценит дружбу, но не всякую, а лишь истинную и разумную, ведь дружба одного разумного лучше дружбы всех неразумных. Самое трудное в дружбе - это отличить истинных друзей от мнимых, для чего нужна мудрость.

Выбирая друзей, следует быть осторожным и осмотрительным. Многие друзья - любители имущества их владельцев, а не их самих. Добрый друг должен появляться в дни радостных событий по приглашению, а в дни испытаний должен приходить по собственному почину Л 658. Не имеющий друга недостоин жизни, ведь это значит, что он плохой человек, неспособный никого любить, поэтому и его никто не любит ни один человек не любит того, кто сам никого не любит.

Демокрит говорит и о том, как сохранить дружбу. Здесь важны самокритичность, способность к раскаянию, к тому, чтобы больше порицать самого себя, чем другого, умение сочувствовать, а не злорадствовать при виде несчастья другого, независтливый характер. Наиболее опасна для дружбы клевета Меч рубит, а клевета разделяет друзей. Вопрос о мнимых друзьях перерастает в вопрос о притворстве качества человека низкого нрава. Такой человек хвалит и порицает то, что этого не заслуживает.

Чтобы не ошибиться в людях, надо судить о них по делам, а не по словам.