Регрессивно-продуктивный метод исследования личности

Регрессивно-продуктивный метод исследования личности. Сам Сартр при исследовании творческой личности руководствовался самостоятельно разработанным методом.

Это метод включал в себя три основных принципа воспроизвести детство творческой личности, раскрыть механизм интериоризации объективно существующей социальной реальности и экстериоризацию внутреннего мира, постигнуть, каким образом творческая личность конструирует и реконструирует общество. Этот метод Сартр называет регрессивно - прогрессивным. С помощью этого метода философ изучал такие творческие личности, как Ш.Бодлер, Г.Флобер и другие.

Применим ли этот метод к самому его создателю По словам Сартра, Мы живем в нашем детстве, как в нашем будущем. Оно определяет жесты и роли в перспективе будущего. Известное произведение Сартра Слова на первый взгляд определяется как автобиографическая повесть, где писатель довольно подробно рассказывает о своем детстве. Как Сартр определял, исследуя детство творческой личности, речь следует вести не о механическом воспроизводстве фактов из жизни, а о том, чтобы вскрыть механизмы, которые на прямую или косвенно повлияли на формирование личности этого человека.

Наверное, это и было одной из главнейших задач Сартра при написании Слов. Эволюцию своей жизни философ рассматривает как движение от репродуктивности к творчеству. Подразделение Слов на две главы Читать и Писать отображает именно такую схему. 2 Система эстетических воззрений Сартра. С детства маленький Сартр был погружен в мир книг. Книги - были для меня птицами и гнездами, домашними животными, конюшней и полями.

Книги - это был мир 4 - отраженный в зеркале писал Сартр. Может быть, эта зазеркальность, в которой пребывал мальчик, впоследствии повлияла на проблему воображения. По этому поводу вышли следующие его труды Воображение Париж,1936, Очерк теорий эмоций Париж,1939, Воображаемое Париж,1940. Воображаемое предмет бытия, который составляет предмет особого интереса Сартра. Проблемы воображения, в рамках антропоцентрической теории Сартра, являются связующим звеном между философией, литературой, искусством и человеком.

И именно все это воплотил в своем творчестве французский ученый. Выстраивая систему эстетических воззрений, Сартр определился с существованием двух миров реального во времени и пространстве и ирреального не существующего ни во времени, ни в пространстве. Произведение искусства, по Сартру, ирреально. Сознание воспринимает эстетический объектнапример, портрет Карла 8 только в том случае, если осуществляет радикальную неантизацию феноменологическое уничтожение мира отвращающимся от него сознанием, которое более не воспринимает его, констатирует себя как воображаемое. Реально же существует холст, краски, рамка и т.п. Карл 8 - это эстетический объект, который ирреален, причем, как считает Сартр, воображаемое никогда не может быть реализовано.

Нет перехода от воображаемого к реальному. Реальное не нуждается в утверждении своей реальности. Это результат ударов кисти, грунтовки холста.

Но это и не является объектом эстетических оценок. Освещая картину лучом, мы тем самым не освещаем само существо, которое изображено на данной картине. Сартр вводит понятие аналога. Художник, создавая картину, создает аналог своего психического образа. Зрителю следует говорить не о реализации, а об объективизации воображаемого. Картина, таким образом, должна пониматься как материальная вещь, время от времени посещаемая ирреальным, которое как раз и - 5 - есть нарисованный.

Точно такая же трактовка может быть положена и в основу исследования и литературного, и музыкального произведений. Поэтому Сартр приводит пример, ставший классическим. Он показывает ирреальность произведения искусства в музыке. Оркестр исполняет седьмую симфонию Бетховена. Мы можем отдавать предпочтение тому или иному оркестру, дирижеру, связывая это с наивным желанием услышать симфонию в совершенстве. Ошибки плохого оркестра представляются как насилие над произведением великого Мастера.

Что же такое лично седьмая симфония Бетховена Очевидно, как определят Сартр, это вещь, то есть нечто, что находится перед слушателями, оказывает сопротивление, длится и продолжается. Реальна или ирреальна эта вещь Согласно концепции Сартра, ученый склонен ко второму определению. Седьмая симфония не существует во времени, это не событие такого-то числа, такого-то года. Через неделю можно услышать эту же симфонию в исполнении другого оркестра. Разница лишь в том, что сыграна она будет лучше или хуже. Люди по-разному слушают музыкальные произведения.

Некоторые стараются пристально вглядываться в оркестр. Но они не видят того, что смотрят. На самом деле симфония не находится в зале, ее нет между стенами, нет и на конце смычков. Нет ее и в прошлом. Симфония полностью в нереальности. Никто не может изменить ни одной ноты этого произведения. Однако ее появление зависит от вполне реального. Симфония проявляет себя только через элементы своего аналога им является исполнение.

Мы слушаем ее не реально, а в воображаемом. В связи с этим следует говорить не о переходе мира театра или музыки к миру повседневности, а имеет место переход от воображающей к реализующей позиции. Эстетическое созерцание, как определяет Сартр, это спровоцированный сон, переход же к реальности есть подлинное побуждение. Согласно той же концепции о - 6 - существовании двух миров, Сартр выводит определение красоты. Какой-либо цвет картины, например, красный, рассмотрим вне этой картины, сам по себе, хотя и вызывает чувственное наслаждение, но не имеет ничего эстетического.

Красный цвет на картине воспринимается как часть ансамбля, и именно в этом ансамбле он прекрасен. Еще Блаженный Августин писал Как картина с черным цветом, на надлежащем месте, так и совокупность вещей, если кто может окинуть его взором, представляется прекрасным даже с грешниками. Возвращаясь к Сартру, следует отметить, что эстетическое наслаждение реально. Оно является способом восприятия ирреального объекта.

Эстетический объект конституируется и воспринимается воображающим сознанием, которое полагает его как ирреальное. Следовательно, реальное никогда не бывает прекрасным. Красота, по Сартру- это ценность, которая применима только к воображаемому и содержит в своей сущностной натуре неантизацию мира. Для человека труднее всего признать то, что не существует, что ирреально. Сартр пытался познать это. Русский философ начала 20 столетия Л.Шестов в работе Апофезес беспочвенности писал о том, что существуют два разных понятия понять и познать.

По его словам, они имеют не только неодинаковый, но и разный смысл, противоположный по своему значению. Так как все наши умственные стремления сводятся к тому, чтобы понять мир, то мы отказываемся познавать многое, что не укладывается на плоскости современного мировоззрения. А казалось бы, наоборот казалось бы, что в интересах знания нужно бы жертвовать - и и очень охотно понимаем, ибо понимание все-таки второстепенная вещь писал Л.Шестов.

Он является одним из русских философов, в учениях которого берут начало первоначальные формы философии экзистенциализма 7 - глава 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР САРТРА 1