Проблемы свободы личности и творчества в философии Н.А.Бердяева.

МЭИ Кафедра философии РЕФЕРАТ Проблемы свободы личности и творчества в философии Н.А. Бердяева Аспирант Ефимова О.М. Кафедра Инженерная экология и охрана труда Преподаватель Филиппов В.М. Москва 1996 СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА Стр. Введение. 3 Раздел 1. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева. 4 Раздел 2. Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии. 6 Раздел 3. Идея Богочеловека в концепции свободы личности. 10 Раздел 4. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия. 11 Заключение. 15 Литература. 16 ВВЕДЕНИЕ. Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина.

Понятие свобода личности все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства.

Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу. Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. В истории философской мысли это понятие прошло длительную эволюцию - от отрицательной свобода от до положительной свобода для трактовки.

Философия свободы была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора в концепциях бихевиоризма до обоснования бегства от свободы Э. Фромм в условиях современного цивилизованного общества. Представление свободы как осознанной необходимости, на мой взгляд, ведет к тому, что человек уподобляется физическим предметам, подчиняющимся только неумолимым законам природы.

Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства.

Возможно именно поэтому нам сегодня интересна его точка зрения как одного из выдающихся русских философов, который еще в первой половине нашего века выделил тему свободы личности как центральную проблему философской мысли и предложил пути ее решения. Как отмечают многие исследователи творчества Бердяева, идея свободы личности у него окрашена прямо противоположными настроениями трагизмом и решимостью совершить революцию духа, переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы.

РАЗДЕЛ 1.

Становление философских взглядов Н.А. Бердяева

Становление философских взглядов Н.А. В условиях эмиграции основными в его творчестве становятся темы этики,... 2 РАЗДЕЛ 2. Такая концепция свободы трудно примирима с пониманием Бога как существ... В результате человек оказывается в двойственном положении как личность...

Идея Богочеловека в концепции свободы личности

3 В Чтениях о Богочеловечестве он отмечает, что христианство есть не т... Поэтому христианство является религией свободы. Смысл есть ценность, и потому ценностно окрашено всякое творческое стр... 1 Присущая человеку способность к творчеству божественна, и в этом сос... Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог созда...

Заключение

Заключение. Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории Ф. Коплстон Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые горизонты мысли.

Понятие личность понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа. Приверженность философии органического духа позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы реальности, свободы, личности.

Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является Божьей идеей. Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать Божью идею о себе, самореализоваться и помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире. Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.

Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.

ЛИТЕРАТУРА. 1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. Правда, 1989. 2. Бердяев Н.А. Самопознание опыт философской автобиографии. М. Книга, 1991. 3. Бердяев Н.А. Русская идея. Вопросы философии, 1990, 1-2. 4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М. Мысль, 1990. 5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12-ти томах. М. Правда, 1982. 6. Лосский Н.О. История русской философии.

М. Высш. школа, 1991. 7. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М. Республика, 1995. 8. Современная философия словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону Феникс, 1996. 9. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С П. Издательство С Петербургского университета, 1995. 10. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. Вопросы философии, 1994, 1. 11. Киссель М.А. Дороги свободы Ж П. Сартра. Вопросы философии, 1994, 11.