рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть II. Выводы и оценки

Часть II. Выводы и оценки - раздел Философия, Философия Часть Ii. Выводы И Оценки. Понятие Информационного Общества Определение Понят...

Часть II. Выводы и оценки. Понятие информационного общества Определение понятия информационного общества является одним из клю- чевых моментов данной разработки, и именно поэтому я решил вынести этот вопрос в отдельную тему. В 50-70-е годы стало очевидно, что чело- вечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом.

Проблема существования и бытия человека в полностью технизированном и информатизированном мире не могла не занимать философов, что выз- вало к жизни концепцию информационного общества.

Ни один из филосо- фов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновле- нии всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большин- ство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политичес- кой, экономической или социальной точки зрения.

Это породили огромное количество разнообразных названий и определений, о которых говорит У.Дайзард. Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку пост т.е. после словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в тех- нике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, но- вая эпоха, возникнет новое общество.

Именно поэтому было так важно найти приниципиально новое название, одновременно показывающее преем- ственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким назва- нием стало придуманное Тоффлером информационное общество. Так как сам автор концепции информационного общества не дал четкого опреде- ления своему детищу, я попытаюсь это сделать за него. Очевидно, что нельзя ограничиваться в определении чисто экономическим аспектом, как это сделал А.Турен, или социальными факторами, как это получилось у Ж.Эллюля, поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватят практически все сферы человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, информационное общество - это цивилизация, в основе развития и су- ществования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая информацией, обладающая свойством взаимодействия как с ду- ховным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство осо- бенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной сто- роны, информация формирует материальную среду жизни человека, высту- пая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекомму- никационных протоколов и т.п а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому.

Та- ким образом информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества. 2. Исторические этапы развития и формирования информационного общества Существует множество концепций, пытающихся объяснить, почему в исто- рии все происходило так, а не иначе.

Основными из них традиционно счи- таются цивилизационная авторы - Тойнби, Данилевский и формацион- ная знаменитая пятичленка Маркса. Первая из них кладет в основу развития человеческого общества социо-культурные типы, а вторая - производственно-хозяйственные отношения.

Философы-авторы концепции информационного постиндустриального общества так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции - ду- ховная либо материальная сфера. Это доказывают цитаты из Тоффлера и Ясперса. Основное различие между взглядами Тоффлера и Ясперса заклю- чается в том, что если последний считает началом перехода к новой ци- вилизации изменившееся сознание людей, то первый полагает моментом наступления новой волны изменившееся бытие человека и среду его оби- тания.

Однако при всем многообразии воззрений на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех ав- торов - история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать сельскохозяйственный, индустриальный и пос- тиндустриальный - разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в осно- ве рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодей- ствия человека с природой соответственно - через орудия, через маши- ну или технику и через информацию - переход к следующему этапу осуществляется путем научно-техничес- кой революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей - завершающим историческим этапом, который, по мнению одиних филосо- фов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в блиажйшем будущем, является информационное общество.

Таким образом, можно заметить, что по своей сути концепция развития истории у авторов информационного общества гораздо ближе к формационной теории, чем может показаться на первый взгляд.

Основное сходство заключается в примате мате- риальной сферы бытия над духовной за исключением Ясперса как филосо- фа техники, а основное различие - в периодизации если Маркс делил по принципу сформировавшихся классов, но цитированные авторы рассматри- вают, как уже говорилось, основу производственных отношений. 3.Информационное общество в нашей стране. Сейчас - неопределенность, нестабильность и неуверенность являются по- жалуй, самыми общераспространенными характеристиками нашего бытия. Пе- ред страной все еще остается открытым вопрос о выборе исторического пути. Общество постепенно пробуждается от мутных чар, и перед ним встают во всем своем объеме необъятные по сложности проблемы. В нашей стране до сих пор не решены жилищный вопрос, проблемы транспорта и свя- зи, проблемы технологического процесса и социального обновления.

Про- цесс демократизации общества, разгосударствление экономики, утверждение новых форм собственности, развитие индивидуальной инициативы находятся в начальной стадии. Возникают новые общественные организации. В этих ус- ловиях вопрос о том, превратится ли наше общество в общество информа- ционное или индивидульно-информационное, приобретает особый смысл и звучание.

Сейчас далеко не все даже среди специалистов в области ин- формационной технологии до конца понимают важность его решений. Для каждой эпохи характерно свой философское видение мира, свое понимание и ориентация философии. Конец XX - начало XXI в. Должны стать эпохой ут- верждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной ор- ганизации, политики, общения и культуры.

Философия соприкасается с сов- ременностью и размышления над ней все больше внимания должна уделять этой стороне человеческой деятельности 22 -

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Концепция инфор- мационного общества является разновидностью теории постиндустриально- го общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл,… Рассматривая общественное развитие как смену стадий, сторонники тео- рии… Традиционным громоз- дким корпорациям Тоффлер противопоставляет малые экономические фор- мы - индивидуальную…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть II. Выводы и оценки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Часть I. Взгляды философов
Часть I. Взгляды философов. Понятие информационного общества О.Тоффлер Тоффлер не дает новой цивилизации хотя в Футурошоке он утверждал, что на смену индустриальному обществу придет супериндустриал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги