рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос новой философии Иметь или Быть

Вопрос новой философии Иметь или Быть - Реферат, раздел Философия, Понятие бытия в философии Э.Фромма. Вопрос Новой Философии Иметь Или Быть. В Своей Книге Иметь Или Быть To Have O...

Вопрос новой философии Иметь или Быть. В своей книге Иметь или быть To Have or to Be N-Y 1976 Фромм рассматривает два противоположных способа существования человека и общества существование по принципу Бытия и по принципу Обладания.

Необходимо заметить, что в момент выхода книги 1976 год повились еще две книги посвященные этой же теме. Это книга Габриэля Марселя Быть и иметь и Обладание и бытие Бальтазара Штеелина. Хотя все три книги написаны в духе гумманизма, авторы совершенно по-разному подходят к проблеме Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек зрения, а Штеелин предлагает конструктивное обсуждение материализма в современной науке и делает своеобразный вклад в анализ действительности.

Книга Фромма, напротив, содержит именно эмпирический, психологический и социальный анализ двух способов существования. Фромм выдвигает первую аксиому - о том, что СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕЕТ МНОЖЕСТВО НЕДОСТАТКОВ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО - ПОРОЧНО. Затем Фромм показывает, что СУЩЕСТВУЮТ ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - БЫТИЕ И ОБЛАДАНИЕ. После этого Фромм доказывает, что ПОРОЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ВЫЗВАНА ИМЕННО ВСЕ УВЕЛИЧИВАЮЩЕЙСЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЕЙ НЕ ОБЛАДАНИЕ. Книга начинается с анализа понятия ЖЕЛАНИЯ. Теория благоденствия, существования, призванного удовлетворять желания радикальный гедонизм никогда не выдвигалась никем из великих философов ни в Китае, ни в Индии, ни в Европе.

Единственным исключением был ученик Сократа Аристипп 1-я половина 4в до н.э Аристипп был единственным в истории философии гедонистом, который учил, что само существование желания служит основанием для права на его удовлетворение и тем самым осуществления цели жизни - Наслаждения.

Никто из других великих Учителей прошлого не утверждал, что фактическое существование желания создает некую этическую норму. Они различали субъективные, ощущаемые потребности и объективные, действительные потребности, реализация которых ведет к развитию человека. Возрождение философии гедонизма у философов 17 - 18 века, а в нашу эпоху - возврат к теории и практике радикального гедонизма Фромм объясняет расцветом эгоистичноиндустриальной системы человеческих ценностей, где бурный расцвет индустриального производства ориентирован на максимальное потребление Наше время - время величайшего социального эксперимента, который когда-либо был осуществлен, чтобы решить вопрос, может ли достижение наслаждения быть удовлетворительным ответом на проблему человеческого существования. Культ эгоизма в индустриальном обществе приводит к порождению заведомо несчастных людей одиноких и ощущающих свою зависимость.

Выход из этой ситуации Фромм видит в фундаментальном изменении ценностей и установок человека.

Анализируя пороки современного общества, противопоставляя ему все великие учения - Христианство, Буддизм, Марксизм и др Фромм делает вывод, что ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Интересное подтверждение своих идей Фромм находит в идеоматических изменениях в языке индустриальных стран.

Некоторое изменение смыслового значения понятий БЫТИЯ и ОБЛАДАНИЯ нашло в последнее время отражение в западных языках и выразилось во все большем использовании существительных и все меньшем - глаголов. Это связано с тем, что ДЕЙСТВИЕ заменяется на эквивалент ОБЛАДАНИЯ вместо Я думаю - У меня ЕСТЬ идея. Фромм подчеркивает изменения в разговорной речи, происшедшие за последние десятилетия если в начале века пациент, приходя ко врачу говорил Я обеспокоен, я не могу заснуть, то в современном языке эта фраза выглядит иначе У меня есть проблемы.

У меня бессонница. Сам по себе лингвистический анализ конечно не может служить каким-либо веским аргументом, однако с психологической точки зрения этот пример свидетельствует о высокой степени бессознательной отчужденности. Доказывая, что существование по принципу ОБЛАДАНИЯ не явлется естественным, Фромм приводит интересноый пример во многих древних языках слово ИМЕТЬ вообще отсутствует и должно передаваться косвенной формой - это относится ко мне. ДАЛЕЕ ФРОММ ФОРМУЛИРУЕТ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, а два разных вида ориентации в мире, две структуры, преобладание одной из которых определяет все, сто человек думает, чувствует и делает.

ПРИ СУЩЕСТВОВАНИИ ПО ПРИНЦИПУ ОБЛАДАНИЯ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ВЫРАЖАЕТСЯ В СТРЕМЛЕНИИ СДЕЛАТЬ ЕГО ОБЪЕКТОМ ВЛАДЕНИЯ, В СТРЕМЛЕНИИ ПРЕВРАТИТЬ ВСЕ, И В ТОМ ЧИСЛЕ САМОГО СЕБЯ, В СВОЮ СОБСТВЕННОСТЬ. Существование по принципу бытия различется на две формы одна из них является противоположностью обладания и означает жизнелюбие и причастность к миру, другая форма бытия - это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличии от обманчивой видимости.

Одним из наиболее важных моментов концепции бытия, разработанной западной философией, является понятие ПРОЦЕССА, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ДВИЖЕНИЯ, как элемента, присущего бытию.

Наоборот ОБЛАДАНИЮ как НЕБЫТИЮ присуща ПАССИВНОСТЬ. Фромм последовательно показывает ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ в современной жизни, в таких ее аспектах, как ОБУЧЕНИЕ - наличие, либо отсутствие реагирования на информацию ПАМЯТЬ - актавное и механическое хранение информации заметки и записи, как форма обладания, являются отчужденной памятью БЕСЕДА - соперники беседа как форма товарообмена и собеседники удовлетворение от общения ЧТЕНИЕ - наличие и отсутствие продуктивного сопереживания ВЛАСТЬ - обладать властью либо быть властью.

На вопросе власти следует остановиться подробнее Фромм различает два типа власти - рациональную, основанную на компетентности и иррациональную, оснванную на силе. Власть по принципу бытия основывается на сущности личности - компетентной и высокоразвитой, имеющей вследствии этого авторитет. Для доказательства необходимости именно такой власти Фромм упоминает эксперимент Х.М.Р.Дельгадо с животными 1967, который доказал, что при утрате именно компетентности, а не силы, доминирующее животное немедленно утрачивает власть.

Вместе с этим Фромм показывает, что в большинстве ирархически сложных обществ власть, основанная на компетентности уступает место власти, основанной на общественном статусе. В частности в современном демократическом обществе власть людей, избранных благодаря фотогеничной внешности и сумме денег, вложенных в предвыборную компанию, не обеспечивает непременной компетентности этих людей. Такое явление Фромм называет отчуждением власти.

Фромм показывает что два способа существования человека - бытие и обладание - суть потенциальные возможности человеческой природы, однако в результате внешних условий принцип обладания чаще берет верх. Фромм опровергает мнение о том, что принцип обладания является основой человеческой природы. АНАЛИЗ МОДУСА ОБЛАДАНИЯ Анализируя различия между двумя способами существвания, Фромм снова подчеркивает тенденции к обладанию в современном обществе, которые отражаются в отношении индивида к собственности если в 19 веке человек делая покупку хотел ее сохранить надолго, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент перенесен на сам процесс потребения покупка автомобиля, одежды, либо безделушки делается по схеме приобретение - временное обладание - выбрасывание - приобретение новой модели.

Ярким примером такого круга приобретения служит автомобиль. Анализируя столь частую смену автомобиля Фромм приходит к выводу, что в западном обществе автомобиль служит символом статуса его владельца, расширяющим границы его власти. Автомобиль более новой марки соответсвует более высокому статусу его владельца.

Фромм подразделяет обладание на экзистенциальное - обладание предметами, необходимыми для выживания и характерологического обладания - страстного желания удержать и сохранить. Фромм еще раз подчеркивает, что это состояние сознания не является врожденным, а формируется в результате воздействий социальных условий. Экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с бытием. АНАЛИЗ МОДУСА БЫТИЯ Фромм дает определение понятий бытия и обладания обладание относится к вещам так как бытие относится к опыту, который, в отличии от вещей, не поддается описанию.

МОДУС БЫТИЯ ИМЕЕТ В КАЧЕСТВЕ СВОИХ ПРЕДПОСЫЛОК НЕЗАВИСИМОСТЬ, СВОБОДУ И НАЛИЧИЕ КРИТИЧЕСКОГО РАЗУМА. ЕГО ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА - АКТИВНОСТЬ. Фромм формулирует понятие активность не как активность в смысле внешней занятости, а как активность в смысле продуктивного использования своих человеческих потенций.

Быть - значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия. Людям, ориентированным на обладание, такая задача кажется невыполнимой так как это подразумевает их отказ от стереотипов поведения и проявление своей внутренней активности. Фромм определяет активность как социально признанное целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие социально - полезные изменения, в то время как активность в современном смысле слова относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением и не делается различий между активностью и занятостью.

Механическую занятость Фромм относит к отчужденной активности. Такой кажущийся новым подход к пониманию активности объясняется тем, что в философской традиции доиндустриального общества понятия активность и пассивность употреблялись не в современном значении, потому-что отчужденность труда еще не достигла такой степени. По этой причине Аристотель, к примеру, не делал различий между активностью и занятостью.

Аристотель считал, что наивысшей формой деятельности являляется созерцательная жизнь, посященная поискам истины, ни в коем случае не отождествляя созерцание с безделием. Фома Аквинский также ставил превыше всего внутреннее созерцание, однако уже Майстер Экхарт высказывается в пользу активности, отрицая простую занятость, оторванную от духовной жизни. Спиноза в своей Этике уже конкретно разграничивал понятия активности и пассивности, отождествляя их с действием и страданием.

Спиноза делит человеческие желания на активные и пассивные. Первые проявляются в результате внутренней свободы, вторые - в результате действия внешней силы. Тем самым Спиноза связывал понятия свободы и активности. Фромм категорически опровергает мнение, что обладание, как способ существования, присущ природе человека и неискореним. Для опровержения идеи о том, что люди по своей природе пассивны и неспособны к деятельности без непосредственной угрозы или материальной выгоды Фромм приводит следующие доказательства 1 Данные о поведении животных.

Они показывают, что многие виды с удовольствием выполняют сложные задания даже тогда, когда не получают никакого материального вознаграждения. 2 Новые исследования поведения детей. Потребность младенцев активно реагировать на сложные стимулы опровергает мысль Фрейда о том, что ребенок воспринимает внешние стимулы как угрозу и мобилизует свою агрессивность для ее устранения. 3 Поведение детей и подростков в процессе обучения.

При изложении материала в живой форме они обнаруживают необыкновенную активность и инициативу. 4 Поведение в процессе работы. Классический эксперимент Э.Мэйо показал, что появление заинтересованности у рабочих полностью изменяет их отношение к монотонной работе. Материальное стимулирование труда также приводит к повышению заинтересованности, однако создание условий труда, при которых рабочие смогут проявлять инициативу, приводит к появлению удивительной изобретательности, активности и воображения.

При этом рабочие получают большое удовлетворение. Фромм также подчеркивает стремление делиться с другими и жертвовать собой как характерную черту существования по принципу бытия, определяя это стремление как потребность. Это стремление он обнаруживает анализируя исторические события. При этом он приходит к неутешительному выводу, что только события массовых бедствий и войн мобилизуют готовность человека жертвовать собой. Периоды мира, наоборот, способствуют развитию эгоизма. Самопожертвование в фанатических акциях террора Фромм относит, наоборот, к проявлениям нарциссизма крайняя потребность в любви заставляет индивида считать, что самопожертвование позволит ему испытать высшую форму любви. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие бытия в философии Э.Фромма.

Первую философскую концепция бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытие как единое, неподвижное и самотождественное, другие -… Категория небытия, как недоступная для мысли идея, тождественная категории… Однако вернемся к понятию бытия. Платон впервые противопоставил мир вещей чистым идеям - миру истинного бытия.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос новой философии Иметь или Быть

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фромма в современной философии
Фромма в современной философии. В данной работе я собираюсь рассмотреть и проанализировать концепцию бытия, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о роли Э. Фромма в мирово

Новый Человек
Новый Человек. Заключительную часть книги Фромм посвещает теории построения Нового Общества, ориентированного на бытие. Нет необходимости подробно разбирать эту теорию так как это было бы от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги