Вопрос новой философии Иметь или Быть

Вопрос новой философии Иметь или Быть. В своей книге Иметь или быть To Have or to Be N-Y 1976 Фромм рассматривает два противоположных способа существования человека и общества существование по принципу Бытия и по принципу Обладания.

Необходимо заметить, что в момент выхода книги 1976 год повились еще две книги посвященные этой же теме. Это книга Габриэля Марселя Быть и иметь и Обладание и бытие Бальтазара Штеелина. Хотя все три книги написаны в духе гумманизма, авторы совершенно по-разному подходят к проблеме Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек зрения, а Штеелин предлагает конструктивное обсуждение материализма в современной науке и делает своеобразный вклад в анализ действительности.

Книга Фромма, напротив, содержит именно эмпирический, психологический и социальный анализ двух способов существования. Фромм выдвигает первую аксиому - о том, что СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕЕТ МНОЖЕСТВО НЕДОСТАТКОВ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО - ПОРОЧНО. Затем Фромм показывает, что СУЩЕСТВУЮТ ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - БЫТИЕ И ОБЛАДАНИЕ. После этого Фромм доказывает, что ПОРОЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ВЫЗВАНА ИМЕННО ВСЕ УВЕЛИЧИВАЮЩЕЙСЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЕЙ НЕ ОБЛАДАНИЕ. Книга начинается с анализа понятия ЖЕЛАНИЯ. Теория благоденствия, существования, призванного удовлетворять желания радикальный гедонизм никогда не выдвигалась никем из великих философов ни в Китае, ни в Индии, ни в Европе.

Единственным исключением был ученик Сократа Аристипп 1-я половина 4в до н.э Аристипп был единственным в истории философии гедонистом, который учил, что само существование желания служит основанием для права на его удовлетворение и тем самым осуществления цели жизни - Наслаждения.

Никто из других великих Учителей прошлого не утверждал, что фактическое существование желания создает некую этическую норму. Они различали субъективные, ощущаемые потребности и объективные, действительные потребности, реализация которых ведет к развитию человека. Возрождение философии гедонизма у философов 17 - 18 века, а в нашу эпоху - возврат к теории и практике радикального гедонизма Фромм объясняет расцветом эгоистичноиндустриальной системы человеческих ценностей, где бурный расцвет индустриального производства ориентирован на максимальное потребление Наше время - время величайшего социального эксперимента, который когда-либо был осуществлен, чтобы решить вопрос, может ли достижение наслаждения быть удовлетворительным ответом на проблему человеческого существования. Культ эгоизма в индустриальном обществе приводит к порождению заведомо несчастных людей одиноких и ощущающих свою зависимость.

Выход из этой ситуации Фромм видит в фундаментальном изменении ценностей и установок человека.

Анализируя пороки современного общества, противопоставляя ему все великие учения - Христианство, Буддизм, Марксизм и др Фромм делает вывод, что ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Интересное подтверждение своих идей Фромм находит в идеоматических изменениях в языке индустриальных стран.

Некоторое изменение смыслового значения понятий БЫТИЯ и ОБЛАДАНИЯ нашло в последнее время отражение в западных языках и выразилось во все большем использовании существительных и все меньшем - глаголов. Это связано с тем, что ДЕЙСТВИЕ заменяется на эквивалент ОБЛАДАНИЯ вместо Я думаю - У меня ЕСТЬ идея. Фромм подчеркивает изменения в разговорной речи, происшедшие за последние десятилетия если в начале века пациент, приходя ко врачу говорил Я обеспокоен, я не могу заснуть, то в современном языке эта фраза выглядит иначе У меня есть проблемы.

У меня бессонница. Сам по себе лингвистический анализ конечно не может служить каким-либо веским аргументом, однако с психологической точки зрения этот пример свидетельствует о высокой степени бессознательной отчужденности. Доказывая, что существование по принципу ОБЛАДАНИЯ не явлется естественным, Фромм приводит интересноый пример во многих древних языках слово ИМЕТЬ вообще отсутствует и должно передаваться косвенной формой - это относится ко мне. ДАЛЕЕ ФРОММ ФОРМУЛИРУЕТ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, а два разных вида ориентации в мире, две структуры, преобладание одной из которых определяет все, сто человек думает, чувствует и делает.

ПРИ СУЩЕСТВОВАНИИ ПО ПРИНЦИПУ ОБЛАДАНИЯ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ВЫРАЖАЕТСЯ В СТРЕМЛЕНИИ СДЕЛАТЬ ЕГО ОБЪЕКТОМ ВЛАДЕНИЯ, В СТРЕМЛЕНИИ ПРЕВРАТИТЬ ВСЕ, И В ТОМ ЧИСЛЕ САМОГО СЕБЯ, В СВОЮ СОБСТВЕННОСТЬ. Существование по принципу бытия различется на две формы одна из них является противоположностью обладания и означает жизнелюбие и причастность к миру, другая форма бытия - это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличии от обманчивой видимости.

Одним из наиболее важных моментов концепции бытия, разработанной западной философией, является понятие ПРОЦЕССА, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ДВИЖЕНИЯ, как элемента, присущего бытию.

Наоборот ОБЛАДАНИЮ как НЕБЫТИЮ присуща ПАССИВНОСТЬ. Фромм последовательно показывает ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ в современной жизни, в таких ее аспектах, как ОБУЧЕНИЕ - наличие, либо отсутствие реагирования на информацию ПАМЯТЬ - актавное и механическое хранение информации заметки и записи, как форма обладания, являются отчужденной памятью БЕСЕДА - соперники беседа как форма товарообмена и собеседники удовлетворение от общения ЧТЕНИЕ - наличие и отсутствие продуктивного сопереживания ВЛАСТЬ - обладать властью либо быть властью.

На вопросе власти следует остановиться подробнее Фромм различает два типа власти - рациональную, основанную на компетентности и иррациональную, оснванную на силе. Власть по принципу бытия основывается на сущности личности - компетентной и высокоразвитой, имеющей вследствии этого авторитет. Для доказательства необходимости именно такой власти Фромм упоминает эксперимент Х.М.Р.Дельгадо с животными 1967, который доказал, что при утрате именно компетентности, а не силы, доминирующее животное немедленно утрачивает власть.

Вместе с этим Фромм показывает, что в большинстве ирархически сложных обществ власть, основанная на компетентности уступает место власти, основанной на общественном статусе. В частности в современном демократическом обществе власть людей, избранных благодаря фотогеничной внешности и сумме денег, вложенных в предвыборную компанию, не обеспечивает непременной компетентности этих людей. Такое явление Фромм называет отчуждением власти.

Фромм показывает что два способа существования человека - бытие и обладание - суть потенциальные возможности человеческой природы, однако в результате внешних условий принцип обладания чаще берет верх. Фромм опровергает мнение о том, что принцип обладания является основой человеческой природы. АНАЛИЗ МОДУСА ОБЛАДАНИЯ Анализируя различия между двумя способами существвания, Фромм снова подчеркивает тенденции к обладанию в современном обществе, которые отражаются в отношении индивида к собственности если в 19 веке человек делая покупку хотел ее сохранить надолго, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент перенесен на сам процесс потребения покупка автомобиля, одежды, либо безделушки делается по схеме приобретение - временное обладание - выбрасывание - приобретение новой модели.

Ярким примером такого круга приобретения служит автомобиль. Анализируя столь частую смену автомобиля Фромм приходит к выводу, что в западном обществе автомобиль служит символом статуса его владельца, расширяющим границы его власти. Автомобиль более новой марки соответсвует более высокому статусу его владельца.

Фромм подразделяет обладание на экзистенциальное - обладание предметами, необходимыми для выживания и характерологического обладания - страстного желания удержать и сохранить. Фромм еще раз подчеркивает, что это состояние сознания не является врожденным, а формируется в результате воздействий социальных условий. Экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с бытием. АНАЛИЗ МОДУСА БЫТИЯ Фромм дает определение понятий бытия и обладания обладание относится к вещам так как бытие относится к опыту, который, в отличии от вещей, не поддается описанию.

МОДУС БЫТИЯ ИМЕЕТ В КАЧЕСТВЕ СВОИХ ПРЕДПОСЫЛОК НЕЗАВИСИМОСТЬ, СВОБОДУ И НАЛИЧИЕ КРИТИЧЕСКОГО РАЗУМА. ЕГО ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА - АКТИВНОСТЬ. Фромм формулирует понятие активность не как активность в смысле внешней занятости, а как активность в смысле продуктивного использования своих человеческих потенций.

Быть - значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия. Людям, ориентированным на обладание, такая задача кажется невыполнимой так как это подразумевает их отказ от стереотипов поведения и проявление своей внутренней активности. Фромм определяет активность как социально признанное целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие социально - полезные изменения, в то время как активность в современном смысле слова относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением и не делается различий между активностью и занятостью.

Механическую занятость Фромм относит к отчужденной активности. Такой кажущийся новым подход к пониманию активности объясняется тем, что в философской традиции доиндустриального общества понятия активность и пассивность употреблялись не в современном значении, потому-что отчужденность труда еще не достигла такой степени. По этой причине Аристотель, к примеру, не делал различий между активностью и занятостью.

Аристотель считал, что наивысшей формой деятельности являляется созерцательная жизнь, посященная поискам истины, ни в коем случае не отождествляя созерцание с безделием. Фома Аквинский также ставил превыше всего внутреннее созерцание, однако уже Майстер Экхарт высказывается в пользу активности, отрицая простую занятость, оторванную от духовной жизни. Спиноза в своей Этике уже конкретно разграничивал понятия активности и пассивности, отождествляя их с действием и страданием.

Спиноза делит человеческие желания на активные и пассивные. Первые проявляются в результате внутренней свободы, вторые - в результате действия внешней силы. Тем самым Спиноза связывал понятия свободы и активности. Фромм категорически опровергает мнение, что обладание, как способ существования, присущ природе человека и неискореним. Для опровержения идеи о том, что люди по своей природе пассивны и неспособны к деятельности без непосредственной угрозы или материальной выгоды Фромм приводит следующие доказательства 1 Данные о поведении животных.

Они показывают, что многие виды с удовольствием выполняют сложные задания даже тогда, когда не получают никакого материального вознаграждения. 2 Новые исследования поведения детей. Потребность младенцев активно реагировать на сложные стимулы опровергает мысль Фрейда о том, что ребенок воспринимает внешние стимулы как угрозу и мобилизует свою агрессивность для ее устранения. 3 Поведение детей и подростков в процессе обучения.

При изложении материала в живой форме они обнаруживают необыкновенную активность и инициативу. 4 Поведение в процессе работы. Классический эксперимент Э.Мэйо показал, что появление заинтересованности у рабочих полностью изменяет их отношение к монотонной работе. Материальное стимулирование труда также приводит к повышению заинтересованности, однако создание условий труда, при которых рабочие смогут проявлять инициативу, приводит к появлению удивительной изобретательности, активности и воображения.

При этом рабочие получают большое удовлетворение. Фромм также подчеркивает стремление делиться с другими и жертвовать собой как характерную черту существования по принципу бытия, определяя это стремление как потребность. Это стремление он обнаруживает анализируя исторические события. При этом он приходит к неутешительному выводу, что только события массовых бедствий и войн мобилизуют готовность человека жертвовать собой. Периоды мира, наоборот, способствуют развитию эгоизма. Самопожертвование в фанатических акциях террора Фромм относит, наоборот, к проявлениям нарциссизма крайняя потребность в любви заставляет индивида считать, что самопожертвование позволит ему испытать высшую форму любви. 4.