Общественно-культурные

Общественно-культурные. Заключение об относительности мышления имеет огромное культурное значение, причем явно со знаком минус.

Действительно, признание того факта, что моральные и прочие ценности не являются абсолютными, но являются продуктом мышления, угнетающе действуют на общественную мораль.

Общество оказывается лишенным простых и ясных ценностей позитивизма или христианской философии, которые оправдывали бы и делали неприкосновенными для вмешательства рационального сознания всю подсознательную систему моральных императивов, ведя к ее пересмотру и, как правило, к разрушению.

В то же время понятие призраков Ницше слишком сложно и абстрактно для толпы и не может препятствовать такому разрушению, то есть послужить основой для быстрой замены старой системы ценностей.

Таким образом, последовательное рациональное развитие модели, базирующейся на примате человеческого сознания, относительных человеческих ценностей, должно приводить в конечном счете к глобальному кризису общества, о чем неоднократно предупреждал и сам Ницше. Если задуматься, то такой вывод не удивителен. По сути, он непосредственно следует из модели мозга. Кризис в общественном сознании есть не что иное, как проявление кризиса перестройки мышления, являющегося, в свою очередь, следствием развития рациональных, самоосознаваемых объектов высшей иерархии в мозгу и постепенное расширение сферы их непосредственного влияния на все более глубокие подсознательные области, ранее контролируемые лишь с использованием эмоционального неосознаваемого механизма.

Подтверждением этой мысли служит и история появления развития новых философских течений в основном на Западе, так как в России идея или идеология-заменитель традиционных ценностей до последнего времени присутствовала.

Сам набор этих новых философских веяний поразительно похож по структуре на структуру мышления и вызывает наглядную аналогию с распространением некоторой условной границы рационального мышления все глубже в область подсознательного с его одновременным осознанием и пересмотром выносом в область сознательного. Симптомом же этого процесса являются также общие для многих из этих течений попытки отказа от рационального, позитивного, которые можно рассматривать как попытку мозга сопротивляться навязыванию ему логикой сложных и многомерных в отличии от эмоциональных моделей и представлений.

В какой-то степени такого рода тенденции получают некоторое отражение и в цивилизационных подходах, например в ментальности у Питирима Сорокина. Таким образом, налицо имеется как минимум связь внутренних процессов сознания с видимыми и подспудными тенденциями развития в философии, в обществе, что, безусловно, требует привлечения внимания к проблеме научно-философского исследования мозга, как объекта мышления. 5.