рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские воззрения Дж. Д.

Философские воззрения Дж. Д. - раздел Философия, Философские Воззрения Дж. Д. Сэлинджера И Его Девять Рассказов Содержание О ...

ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДЖ. Д. СЭЛИНДЖЕРА И ЕГО ДЕВЯТЬ РАССКАЗОВ СОДЕРЖАНИЕ О ФИЛОСОФАХ И СЭЛИНДЖЕРЕ 2 О ТОМ, В ЧЕМ ВОПЛОТИЛСЯ ИНТЕРЕС СЭЛИНДЖЕРА К ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 4 О ДХВАНИ И РАСА ДЕВЯТИ РАССКАЗОВ СЭЛИНДЖЕРА 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17 О ФИЛОСОФАХ И СЭЛИНДЖЕРЕ Мне кажется, каждый человек немного философ. Это, конечно, не научная философия, а бытовая, но все-таки философия.Это присуще каждому человеку нашего мира. И всего лишь немного людей занимаются научной философией, мало тех, кто, так или иначе, сделал философию делом своей жизни.

И есть смысл изучать их труды, ибо в них философы пытаются дать ответы на вопросы, которые должны в той или иной степени интересовать всех. Есть еще люди, которые близки к тому, что называется философствованием не в негативном ироническом смысле, конечно, но как таковыми философами не являются, потому что наукой не занимаются, а занимаются искусством.

В принципе, любой человек из мира искусства в большой степени близок к философствованию. Ну, хотя бы потому, что его видение мира более кристально, чем у кого бы то ни было. Потому, что он видит мир в перспективе, в общем. Он и не может видеть иначе, так как этот мир является предметом его творчества. И этот человек не может не задавать себе исключительно философские вопросы Что такое жизнь, Зачем человек живет и т.д он спрашивает себя так часто, что не может не искать ответы на эти вопросы.

Разве будет чернорабочий или клерк из офиса искать ответы на вопросы, которые, по сути, просто мешают жить, то есть зарабатывать деньги, растить детей и тому подобное Нет, не будет. А писателя или поэта вопросы мироздания и миросостояния интересуют непосредственно. Это необходимо для того, чтобы они творили. Все эти размышления я привожу к тому, чтобы сказать следующее каждый писатель, поэт, художник наравне с философом достоин того, чтобы изучать его творчество как философский труд. Это даже необходимо, если философские взгляды этого писателя, поэта, художника исключительны.

Толстой, Достоевский, Сартр, Камю мы должны изучать их как философов. То же, на мой взгляд, относится к Джерому Дэвиду Сэлинджеру. И в этом причина, почему эту работу я хочу посвятить именно Сэлинджеру в его взглядах на мир и поисках идеального человека настолько переплелись философская мысль древней и средневековой Индии, буддизма, даосизма и конфуцианства, а также западная философия, что это просто не может не вызвать интерес.

Символизм и двойственность образов у этого писателя потрясают, а их продуманность пугает, потому что их нужно не прочитывать, а изучать, докапываясь до истины, отмывая песок, находя настоящее золото мыслей Сэлинджера. А он тщательно прячет их. Писатель настолько скрытен, как и его герой Симор. И дело, мне кажется, именно в той беззащитности гениальной души, которая, сталкиваясь в этом мире с пошлостью и грубостью, не выдерживает, если ее не защитить.

И Сэлинджер защищает себя, убежав от цивилизации и прекратив с ней всякие контакты. И его герои бегут, как Бадди Гласс в лесную избушку с телефоном у соседей в двух милях, или пытаются бежать, как Холдэн из Над пропастью во ржи, и это, кажется, сам Сэлинджер или его мечта об идеальном человеке бежит, бежит и обретает себя. Вот чего не хватает сегодня человеку урбанистическому обретенности себя. Об этом тоскует Сэлинджер. И это интересно мне. Поэтому я посвятила свою работу именно Сэлинджеру, писателю и, конечно же, философу.

В реферате я рассматриваю только рассказы Сэлинджера. Почему я не взяла его роман-повесть Над пропастью во ржи На мой взгляд, он очень отличается от других произведений писателя. Сам Сэлинджер отказался от своего творения и запретил его публикацию, но было уже поздно Над пропастью во ржи сразу стал бестселлером. Я вижу причины его отказа в том, что он как философ переосмыслил свои взгляды на мир. Если в Пропасти был силен Сэлинджер-экзистенциалист, то в рассказах и повестях восточная философия у этого удивительного человека, спрятавшегося от мира, приобрела наибольшее значение.

Пожалуй, именно с этой позиции только и можно разгадать Сэлинджера-человека. О ТОМ, В ЧЕМ ВОПЛОТИЛСЯ ИНТЕРЕС СЭЛИНДЖЕРА К ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Если рассматривать философские воззрения Сэлинджера с точки зрения отношения к вопросу души и разума, то он, несомненно, принадлежал к идеалистам. Его экзистенциалистские настроения в Над пропастью во ржи доказывают это. Поиск эталона любви, добра, высшего человека, идеального человека объединяет Сэлинджера и Ницше. Есть у писателя и близость к Канту и его категорическому императиву.

А в своих поисках он обращается к идеалам индийской философии. Еще в 1947 г. в повести Перевернутый лес мы находим у Сэлинджера следы древней индийской философии Не опустошенная земля, а огромный перевернутый лес, вся листва которого находится под землей Стихотворение главного героя. Эта аллегория перевернутого леса наиболее употребительный символ древнеиндийской философско-религиозной литературы.

Носителями знания и разума являются листья растущего вверх корнями дерева ашваттхи. Ашваттхи это не просто образ вселенной, это сложная метафора дерева-всеуразумения. Для Сэлинджера перевернутое дерево вселенная, лишенная знания и разума. А лес в брахманическо-буддистской литературе есть образ темных и греховных желаний, уничтожение которых влечет мокшу. И из этого исходит писатель. Сэлинджер после публикации Перевернутого леса не прекратил поиски философских символов в древних источниках. Его привлекает общечеловеческое содержание, гуманность, обобщения и анализ причин человеческих страданий и поиск пути избавления от них. Мало того, писатель соединяет законы древнеиндийской поэтики и требования современной литературы и взгляды современного человека, это обусловливает сложную эстетику его произведений.

Из каких источников брал свои знания Сэлинджер Точно неизвестно, знал ли он санскрит.

Возможно, нет. Есть основания полагать, что внимание писателя к проблемам древнеиндийской поэтики было привлечено работами известного санскритолога Сушила Кумара Де. Со своей работой Некоторые проблемы санскритской поэтики, написанной на основе лекций, которые он читал в Бомбейском университете в 1943 г Де приобрел общую известность и так или иначе повлиял на всеобщий интерес к восточной философии. Возможно, Сэлинджер не избежал этого писка моды, но потом серьезно увлекся идеями древних философов.

Одной из проблем статьи были вопросы соответствия содержания и формы произведения. Древнеиндийские теоретики считали, что содержание истинно поэтического произведения должно иметь два слоя выраженный словами и тот, что скрыт суггестивен. Причем этот суггестивный слой не туманен, напротив, он связан с выраженным слоем. Нужно заметить, что суггестивность текста не является метафорической речью, хотя имеет к нему непосредственное отношение это, скорее, выраженный слой, это нечто главное, душа произведения, так сказать. Это определение значения произведения с точки зрения санскритской поэтики вызвало четкую регламентацию в литературе.

Проще говоря, текст подчинялся строгим правилам, которые позволяли правильно подать суггестивную часть произведения дхвани. Причем значение дхвани может быть различным. Во-первых, через дхвани может выражаться простая мысль, во-вторых, имеется в виду риторическая форма, в-третьих, читателю внушается определенное поэтическое настроение. Последнее значение наиболее важно.

Доктрина этого типа дхвани исходит из того, что человеческое сознание содержит одинаковые для всех людей спящие зародыши эмоционального состояния. Эти состояния у читателя создаются поэтом определенным путем. Это так называемая концепция всеобщности эстетического переживания. Пробуждение художественным произведением поэтическое настроение своеобразно, потому что доставляет человеку особое эмоциональное наслаждение, в корне отличающееся от повседневных психических переживаний.

Подобное состояние сознания носит название раса настроение, вкус. Наличие дхвани вызывает раса. Итак, санскритские теоретики выявили девять поэтических настроений 1 эротическое, 2 юмористическое, 3 патетическое, 4 настроение ужаса, 5 героическое, 6 настроение страха, 7 настроение отвращения, 8 настроение удивления, 9 настроение спокойствия. Для того чтобы внушить читателя одно из этих настроений, в произведении должно преобладать одно из главных чувств стхайи-блава, соответственно 1 любовь или чувственное страдание, 2 смех или ирония, 3 сострадание, 4 гнев, 5 мужество, 6 страх, 7 отвращение, 8 откровение, 9 отречение от мира. Конечно, это не значит, что одно лишь чувство должно присутствовать в произведении.

Но одно должно преобладать, и только так можно ввести аудиторию в то суггестивное содержание, которое необходимо автору. К чему необходимо было так подробно объяснять теорию суггестивности Если рассмотреть новеллы, составляющие сборник Девять рассказов, с точки зрения теории поэтических настроений раса, можно увидеть, что в каждой из них явственно свое главное чувство, причем рассказы относительно этой линии главного чувства следуют в той последовательности, какая традиционна для санскритской поэтики. 1 Хорошо ловится рыбка-бананка.

Главное чувство любовь. 2 Лапа-растяпа. Главное чувство смех, ирония. 3 Перед самой войной с эскимосами. Главное чувство сострадание. 4 Человек, который смеялся. Главное чувство гнев. 5 В лодке.

Главное чувство мужество. 6 Дорогой Эсме с любовью и всякой мерзостью. Главное чувство страх. 7 И эти губы, и глаза зеленые. Главное чувство отвращение. 8 Голубой период де Домье-Смита. Главное чувство откровение. 9 Тедди. Главное чувство отречение от мира. Не только расположение рассказов в книге говорит о том, что Сэлинджер непосредственно обращается к древним канонам. Уже в самом эпиграфе кстати, в современных изданиях он почему-то отсутствует звучит этот мотив затаенности и тайны.

Это древний дзен-буддистский коан, известный под названием Одна рука Хлопок двух ладоней издает звук, а что такое хлопок одной ладони. Система вопросов-коанов в дзэн-буддизме призвана пробудить в ученике особое состояние, на грани интуиции и бессознательного, чтобы достичь сатори просветления. Коан состоит из одного вопроса, в котором одновременно заключен и ответ, но настолько парадоксальный, что не поддается логике. Коан о хлопке одной лодони является сочетанием слов с противоположном значением.

Это оксюморонное сочетание призвано показать непостижимость мира. Все, что мы слышим и видим, ощущаем так же непостижимо и непознаваемо, как и ничто, то есть звук хлопка одной ладони. И это очень важно для понимания Сэлинджеровского сборника рассказов. Во-первых, в каждой новелле сборника скрывается затаенный смысл, который простым прочтением не открыть. Напротив, нужно анализировать, причем применять не логический подход, каждый символ. Во-вторых, сборник представляет собой нечто целое, быть может, вселенную, которая иллюзорна, и вся книга призвана показать эту иллюзорность и существенность ее одновременно.

Кстати, о том, что книга это одно целое, а не набор новелл, говорит и само название. Можно провести аналогию с древнеиндийским символом девятивратный град 9 рассказов, который означает тело человека с воплощенным духом пурушей чистое субъективное сознание ср. Кант. То есть речь идет о смешении материального и нематериального, тела и сознания, и это тоже содержится в сборнике.

Итак, цель следующей главы рассмотреть каждый из девяти рассказов с точки зрения суггестивности и выявить и расшифровать основные философские символы у Сэлинджера. Ясно, что они есть и что они непосредственно связаны с дзэн-буддизмом и древнеиндийской санскритской поэтикой.

О ДХВАНИ И РАСА ДЕВЯТИ РАССКАЗОВ СЭЛИНДЖЕРА

Например, синий цвет синие плавки Симура, желтый купальник Сибиллы каж... Банан это не только символ любви, но и символ слабости, непрочности, п... Такие измышления были недоступны Элоизе, и она только смеется над заба... Рамона это зеркало, несбывшиеся мечты Элоизы, поэтому она так жестока ... Что касается главного чувства в Перед самой войной с эскимосами состра...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мне кажется, Сэлинджер не призывает каждого отречься от мирских забот и заняться самосозерцанием.

Но видит идеал в буддистском состоянии спокойствии. Разочаровавшийся в жизни экзистенциалист, он ищет спасение. И находит его в буддизме и древнеиндийской философии. Почему Наверное, нет более гуманной философии, чем восточная. Она построена на любви к ближнему и восприятии мира как целое. Она исцеляет. Недаром сейчас очень модно принимать буддизм. В жестокое время человек ищет опору и поддержку, а может, он просто бежит от ужасов жизни. Убежать можно, растворившись в мировой душе. Но побег это не тот стимул, который должен привести человека на Восток.

А Сэлинджер бежал. Так Сартр бежал к коммунистам, а Камю вообще не бежал, гордо сражаясь с мрачной и безысходной реальностью. По-моему, Сэлинджер дитя своего времени, когда одна за другой следовали самые жестокие войны, когда было время депрессий, и мир не видел выхода. Казалось, конец света. Это мрачное настроение мы найдем и у писателей-экзистенциалистов, и у Ремарка, и у Кафки. Однако Сэлинджер нашел свой выход сначала он написал свои произведения, где видит спасение в буддизме, а потом сам спрятался от мира в маленьком домике в маленьком городке в огромном мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дж. Д. Сэлинджер. Повести, рассказы.

Серия Классики ХХ века. Харьков Ростов-на-Дону. 1999 И.Л. Галинская. Загадки известных книг. М. 1986.

– Конец работы –

Используемые теги: Философские, воззрения0.054

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские воззрения Дж. Д.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философские воззрения в мире музыки
В эстетике и искусствознании характерен взгляд на музыку как вид искусства, музыку как общественное, социальное, коммуникативное явление. Вместе с… Сегодня уже ясно, что мыслить музыку только видом искусства… Воплощение одной из составляющих этой неслиянной слиянности - мира - в музыке предопределено возможностью музыки…

Анализ феномена культуры в философских воззрениях.
Сущность этих перемен связана с созданием в стране целостной системы непрерывного образования, которая построена на принципах демократизации,… Необходимой предпосылкой успешного решения этих проблем является существенное… Такое решение объясняется тем, что феномены «Культура личности» и «Педагогическая культура» соотносятся между собой…

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения
Но ему пришлось оставить училище чтобы помогать отцу вести торговое дело. Так как оно совсем не занимало его, после смерти отца через некоторое… Спиноза покидает Амстердам, живет в сельской местности и зарабатывает себе на… В 1660 году Спиноза переселился в Гаагу, где написал свои главные произведения: "О Боге, человеке и его счастье",…

Предмет философии в ее истории. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции
Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности так как оно имеет очень много общего с... Структура философского знания и его функции Ф знание имеет определенную... Плюрализм философского знания и его предпосылки Плюрализм от лат pluralis множественный позиция согласно...

Философские взгляды Платона и Аристотеля
И так как "на первых же порах своего развития греческая философия разрывает связь с народными религиозными представлениями, то люди преданные… Греческая философская мысль была достаточно разнообразна в своем развитии,… А раз познать предмет невозможно, то надо принимать его таким, как он представляется.

Философские течения конца ХХ – начала ХХI вв.
Такого рода сентенции опровергаются самим ходом исторического прогресса, проблемные аспекты и беды которого самим своим наличием указывают на… Необходимость ориентироваться в основных современных направлениях философии… Структура работы состоит из введения, пяти разделов, четыре подразделов, заключения и списка литературы. Работа…

Античные воззрения на мир
Но при этом в сознании человека проявлялось одно качество, с которым на протяжении тысячелетий человек нещадно боролся. Свобода - это то качество в… Понимание того, что человек может строить свою жизнь по иному, чем все… Стремление достичь единства постепенно преобразовалось в сознании человека в поиски счастья и одновременно в желание…

Философская антропология. Введение для изучающих психологию
Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia.Наряду с теориями… Отмеченные подходы к пониманию человека, появившиеся еще до рождества… В 1501 году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубликовал книгу под названием «Anthropologium de hominis dignitate,…

Ясперс и философская вера
Каждый из её главных представителей создает как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие… Но это деление достаточно условное, так как все представители этого… В данной работе я изложу понимание философской веры у Ясперса. 1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о…

Философское значение глобальных проблем современности
Прошедшие через поток путанного многоголосия мнений, лежащие в основе глобальных проблем современности реальные, чрезвычайно сложные и кризисные… В таком случае возникает двойная опасность, таящаяся «в человеческом эгоизме,… Представление о наличии, сущности и возможных путях разрешения глобальных проблем современности стало достоянием…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философские взгляды H. Бердяева. Н. Бердяев о "российской душе Причиной разрыва с марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогласие с тем, что историческая истина… Но даже встав на позиции христианства, он искал не веры, а знания, он и в… А в 1922 году Бердяева арестовали и после допроса на Лубянке у самого Дзержинского выслали за границу на "философском…
  • Философская система Владимира Соловьева Его дед был священником в Москве, а по материнской линии он происходил из старинного украинского рода. В семье царила религиозная атмосфера, в… В 13 лет начинаются религиозные сомнения, а в 14 лет Вл.Соловьев был уже… В 1874 году публикует магистерскую диссертацию “Кризис западной философии.Против позитивистов”. После ее защиты в…
  • Философская проблема человека Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем и зачем существуем? – вот те вопросы, на которые мы всегда буде искать ответы, убеждать других людей в этой правоте,… Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация… Предпринимаются настойчивые попытки создать так называемую понимающую социологию, психологию личности и другие,…
  • Философский анализ книги Ошо "Осознанность Его книга "Осознанность" - попытка пробудить сознание западного человека, призыв к обращению к своей внутренности, приглашение каждого из нас в… Слово "осознанность" характерно для буддизма (buddha dhamma, "Учение… Сам автор говорит, что без осознанности жизнь не имеет смысла, современный человек не умеет жить в настоящем моменте,…
  • Философский анализ проблемы Логоса Изучение Логоса в античной философии - "первенствующей для метафизики" "идеи Абсолюта", по определению С.Н. Трубецкого способствует пониманию… Творчество С.Н. Трубецкого исследовано недостаточно, особенно… При этом необходимо отметить, что обращение С.Н. Трубецкого к проблеме Логоса в отношении разума и веры способствовало…