Общая характеристика даосского учения

Общая характеристика даосского учения. В индийских религиозно-философских системах предметом философии выступала психология, что вытекало из природы носителя философского знания в Индии - монаха-аскета и его ценностной установки на мокшу освобождение, нирвану.

В Китае же на ранних этапах становления философии носителем философского знания выступали ученые мужи ши. Даосские тексты не содержат разработанной системы логической аргументации. Дао-дэ цзин, как текст откровения излагает, а не доказывает. Типологически даосские тексты класса Дао-дэ цзина соответствуют идеологическому синкретизму и философскому символизму Упанишад в Индии и текстам досократиков в Древней Греции.

Психотехника не выполняет функции поставщика сырого материала для философствования как в Индии. Но это не мешает даосизму обладать достаточно развитой эмпирической психотехникой, то есть набором средств и приемов для достижения определенныых измененных состояний психики, оценивающихся в качестве совершенных, просветленных. Поскольку высшая цель даосизма - бессмертие не могло трактоваться как только некое психическое состояние, даосская религиозная практика включала в себя два компонента упражнения для тела и упражнения для духа. Первоначально существовала техника достижения экстатических состояний, описываемая метафорой полета.

С другой стороны существовали верования в возможность бесконечного земного продления жизни посредством диетических ограничений и выполнением определенного комплекса упражнений. На рубеже эпохи Чжань-го IV-III вв. до н. э. обе эти тенденции приходят в контакт.

Из них впоследствии и развились внутренняя и внешняя лабораторная алхимии. Даосизм, как идеологическое направление может рассматриваться в качестве сложного образования, включающего в себя религиозную философию, религиозную доктрину и психофизиотехнику, к которой непосредственно примыкает культовая ритуальная практика. Данные уровни четко не разграничены ни на уровне макроструктуры всего даосского учения, ни на уровне микроструктуры отдельного формообразующего элемента этого целого. 14.