Космогония и космология

Космогония и космология. Наиболее важной стороной даосской философии является натурфилософский комплекс, включающий в себя собственно онтологи, космогонию и космологию. Для даосской мысли характернa подмена онтологии, как теории бытия космогонией, как генетическим объяснением бытия.

Чжуан-цзы постоянно нуждалось в мифологических подкреплениях своих рассуждений, причем данное подкрепление являлось своеобразным доказательством высказанных суждений. Мифология, встречающаяся в средневековых религиозных текстах двосизма, является вторичной, вызванной к жизни уже самой даосской религиозной доктриной. Космогиния в Дао-дэ-цзине дается через числовую символику. Дао рождает одно, одно рождает два, два - три, три - все сущее десять тысяч вещей.

Все сущее несет на себе инь и обнимает ян. Эти пневмы ци взаимодействуют и образуют гармонию. Люди ненавидят прозвища одинокий и сирый, но цари и князья так величают себя. Один - изначальная пневма юань-ци, два - отрицательная, пассивная пневма инь и положительная, активная ян. Три - инь, ян и продукт их соединения Небо, Земля, Человек. Пропуск нумерологически значимых чисел 4, 5, 10, 30, 100 и др. заставляет задуматься о характере самого космо-генетического процесса в Дао-дэ-цзине имеет ли он плавный характер развертывания исходного первоначала или скачнообразный, катастрофический характер гностического типа подразумевается присутствие тымы грехопадения, некоторых нарушений изначальной онтологической гармонии.

Дао-дэ-цзин рассылает призывы к запиранию органов чувств. Гибель Хаоса наступает именно вследствие проделанных у него семи отверстий, т. е. органов восприятия глаз, ушей, ноздрей, рта. Восприятие воспринимаемого ведет к утрате единства, распаде его на ряд противоположностей.

Итак, в Дао-дэ-цзине, как и в даосизме в целом, космогония выполняет функции онтологии и занимает ее место. Исходным и высшим космологическим началом является Дао путь, открывающийся в Дао-дэ-цзине прежде всего в своей космогонической функции порождающего принципа мать Поднебесной, начало Земли и Неба, причем иногда этот аспект описывается, как наилучшее из всего сущего. Космогонический процесс рассматривается, как процесс саморазвертывания Дао. При этом Дао выявляет четыре свои ипостаси, аспекта, формирующих таким образом гармоничное мировое целое.

Эти четыре аспекта включают Дао как изначально недифференцированное единство, Хаос Хунь Дунь, выделившее из себя три других аспекта безымянное постоянное, наделенное именем не постоянное и их функциональное единство. В силу некоторой причины от этого единства отпадает мир десяти тысяч вещей, уже не единый по природе, но лишь сохранивший причастность к единству, что и является основным условием самого его существовнаия.

Концепция пневмы, как универсальной субстанции окончательно утверждается на рубеже нашей эры и становится центральной для всей традиционной китайской философии. В даосизме существовало два основных подхода к соотношению Дао и ци. Субстанционный подход считал Дао универсальной субстанцией произведения Дао-дэ-цзин, Чжуан-цзи. Функциональный же подход считал Дао - мерно-функциональным аспектом пневмы ци, ее функцией юн, тогда как пневма рассматривалась в качестве субстанции ти. Это подход возобладал в даосизме начиная с эпохи Восточной Хань. Это связано с особенностями китайского натурализма невозможностью представить некий принцип без существования материальной опоры.

Для Дао такой опорой оказалась пневма. Дао и есть вещи, т. е. Дао не обладает собственным субстанциальным существованием, отличным от бытия сущего, и не является их сокровенной субстанцией. Для традиции Небесных наставников очень важна была доктрина трех пневм, ибо откровение об их связи с изменением миропорядка лежало в основе их притязаний на исключительную ортодоксальность.

Три пневмы включают изначальную ши, или высшую, первоначальную юань, или среднюю и сокровенную сюань, или низшую. Эти пневмы порождают соответственно Небо, Землю и Человека, причем Человек описывается, как гармония хэ Неба и Земли. И даосизм, и гностицизм воспроизводят один и тот же исторический тип мышления - космологический, для которого характерно взаимоналожение, суперпозиция мифологического и логико-дискурсивного типов мышления.

Отсюда и происходит вторичная мифология гностиков и даосов, в которой образы и мотивы выступают не в своей исходной непосредственности, а в роли психических. Даосская космология не отличалась единообразием. Каждый текст давал свой вариант космологии. Тем не менее очевидно, что в наиболее ранних текстах основную роль играло членение мира на Землю и Девять Небес над ней с их правителями и обитателями, а в поздних текстах на эту систему наложилось буддийское учение о трех мирах. 11.