Даосизм в различные исторические периоды

Даосизм в различные исторические периоды. В южном Китае правили завоеватели-кочевники, стремящиеся понять основы китайской культуры.

Они воспринимали буддизм, как часть этой культуры наряду с конфуцианством и даосизмом. Такое его усвоение было легким, а китаизация буддизма - менее интенсивной. На севере же проповедовался более индийский буддизм. Период правления династии Тан 618 907 был временем максимального расцвета даосизма, как и китайской культуры в целом.

Говоря об истории даосизма в этот период, следует выделить несколько основных ключевых тем, наиболее существенных для раскрытия специфики функционирования даосизма в данную эпоху 1. Распространение даосизма за пределами Китая. 2. Формирование института монашества. 3. Поддержка даосизма со стороны императорского двора. 4. Новый расцвет философского аспекта даосизма. 5. Становление традиции внутренней алхимии. В VII VIII вв. даосизм был как никогда близок к реализации своих универсалистских потенций и к превращению из религии национальной в религию если не мировую, то, по крайней мере, региональную.

Этому способствовали и широкие международные контакты танского двора, покровительствовавшего даосизму. Прежде всего, были предприняты попытки распространения даосизма в Корее и Японии. В Японии даосизм не получил такого распространения, как в Корее, хотя такие тексты, как Дао-дэ цзин и Чжуан-цзы были, безусловно, усвоены японской культурой. В целом же, однако, даосская магия запрещалась, хотя многое из арсенала даосской психофизиотехники использовалось в медицине и медитативной практике буддийского духовенства.

Получил определенное распространение культ бессмертных, элементы которого сохранились вплоть до эпохи Токугава. Тем не менее в Японии не было ни даосских религиозных школ, ни духовенства, а предложение танского императора Сюань-цзуна в 754 г. прислать даосских священнослужителей было отклонено. Это связано, видимо, с тем, что в структурно-функциональном смысле место даосизма в Японии было занято синтоизмом, что делало даосизм избыточным для Японии, вследствие чего даосские идеи воспринимались в Японии лишь как элементы китайской культуры в целом.

В период Тан наступил решающий перелом в отношении даосизма к монашеству и установка ухода от семьи чу цзя сменила прежнюю тенденцию к спасению, обретаемому в кругу семьи цзай цзя или в результате индивидуального отшельничества но это не необходимо для отшельничества, для высшего духовенства вступление в брак было обязательным условием, так как их титул передавался только по наследству.

VII XII вв. характеризовался также ростом покровительства даосизму со стороны императорского двора, причем сказанное справедливо не только для танского периода, когда династия официально объявила о своем происхождении от Лао-цзы, а при воцарении использовала мессианские представления о Лао-цзы помошнике государей и его мироупорядывающем посланце из рода Ли, но и для сунского периода 960 1279 гг особенно для Северной Сун 960 1127 гг императоры которой прежде всего Чжэнь-цзун, 998 1023 гг и Хуэй-цзун, 1101 1125 гг. были горячими приверженцами даосизма.

В 845 г. по даосской инициативе, поддержанной конфуцианцами, начались крупномасштабные гонения на буддизм, приведшие к подрыву экономического влияния сангхи и положившие конец периоду расцвета буддизма в Китае. Таким образом, даосизм представляет собой идеологическое образование с полиморфной структурой, включающей в себя религиозную доктрину и литургико-ритуальную практику, философско-рефлексивный уровень и психофизиотехнику достижения определенных измененных состояний психики с включением трансформации определенных физиологических параметров.

Вместе с тем эти уровни функционирования традиции находятся в постоянном взаимодействии. Именно игнорирование полиморфизма даосизма обусловило методологически. 13.