рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектическое понимание движения материи

Работа сделанна в 2001 году

Диалектическое понимание движения материи - Реферат, раздел Философия, - 2001 год - Движение материи Диалектическое Понимание Движения Материи. В Основе Диалектико-Материалистиче...

Диалектическое понимание движения материи. В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.

Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. Материя без движения, писал Ф. Энгельс, так же немыслима, как и движение без материиК. Маркс и Ф. Энгельс Соч т.20 Анти-Дюринг - Диалектика природы, Госполитиздат, изд-е 2, 1961, стр.59. Во-вторых, движение определяется как любое изменение. Движение, в применении к материи, утверждал Ф. Энгельс, это изменение вообщеК. Маркс и Ф. Энгельс Соч т.20 Анти-Дюринг - Диалектика природы, Госполитиздат, изд-е 2, 1961, стр.563. В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей.

Движение есть противоречие, отмечал В. И. Ленин, есть единство противоречийВ. И. Ленин. Полн. собр. соч т.29 Философские тетради, изд-е 5, М. Политиздат, 1973, стр.231. Рассмотрим более подробно эти положения. Итак, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать.

Иными словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения. Имеющиеся факты в физике подтверждают положение о связи движения с материей. При условиях, близких к абсолютному нулю материальные объекты не перестают изменяться например, олово становится полупроводником. В. И. Ленин показал, что отрыв движения от материи по сути дела означает признание существования лишь движения мысли, ибо движения самого по себе, движения ничего не существует.

Попытка мыслить движение без материи, писал В. И. Ленин, протаскивает мысль, оторванную о материи, а это есть философский идеализмВ. И. Ленин. Полн. собр. соч т.18 Материализм и эмпириокритицизм, изд-е 5, М. Политиздат, 1973, стр.284. Первое из рассматриваемых положений говорит о неразрывности материи и движения, что означает признание абсолютности движения.

Если нет материи без движения, то движение абсолютно. Второе же положение положение о том, что движение есть любое изменение говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел. Таким образом, движение является единством абсолютного и относительного. Все изменения, происходящие в неживой природе, в природе живой, в обществе, конечно же, представляют собой движение.

Однако движение непросто однородный процесс, однотипное изменение. По Бутакову возможны три типа движения. Во-первых, движение может идти от простого к сложному, по восходящей линии. Во-вторых, движение может идти по нисходящей линии например, процесс старения отдельного живого организма. При третьем варианте движения нет ни восходящих, ни нисходящих линий. Вместе с тем для каждого отдельного предмета движение такого типа возможно лишь в короткие промежутки времени, по прошествии которых осуществляется переход к движению либо первого, либо второго типа. Изменение, идущее по восходящей линии от простого к сложному, называется развитие. Из приведенного определения следует, что категория движения шире по своему объему категории развития.

Любое развитие есть движение, но не любое движение является развитием. Марксистская философия определяет для категории развития одно из центральных мест, поскольку она играет важную роль в истории человеческого общества.

Последнее положение констатирует, что источником изменений является взаимодействие. В. И. Ленин подчеркивал гегелевские слова о том, что противоречие, т.е. отношение между противоположностями, есть корень всякого движения и жизненности лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностьюВ. И. Ленин. Полн. собр. соч т.29 Философские тетради, изд-е 5, М. Политиздат, 1973, стр.125. Действие закона единства и борьбы противоположностей вызывает изменение, переход от одного состояния к другому, является внутренним импульсом совершающихся процессов, причиной самодвижения.

Положение о противоречивости движения обязывает к определению его противоположных сторон моментов. Ограничимся рассмотрением одной из пар противоположностей, определяющих собой движение изменчивость и устойчивость. 1.2 Изменчивость и устойчивость как одна из пар противоположностей, определяющих движение Под изменчивостью мы понимаем смену свойств, состояний и отношений, принадлежащих материальным и идеальным системам.

Устойчивость есть сохранение свойств, состояний и отношений этих систем. Движение включает в себя и изменчивость, и устойчивость одновременно. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и устойчивость обязательно включается в движение. Она входит в него даже в том смысле, что смена свойств, состояний и отношений изменчивость всегда присуща движению, т.е. сама смена наличие изменчивости является определенной устойчивостью.

В реальном мире нет ни чистой изменчивости, ни чистой устойчивости, а есть движение, в котором изменчивость и устойчивость взаимодействуют и взаимопереплетаются. Поэтому понятия изменчивости и устойчивости являются результатом идеализации. Это предельные понятия. Не изменчивость и не устойчивость, а их взаимодействие, единство и взаимоисключение, борьба источник процесса движения. Это проявление можно наблюдать в природе. Эволюция движение жизни не есть лишь изменчивость, которая с точки зрения теории генетической информации выступает как способность организма к изменениям удлинением или сокращением нитей ДНК и, таким образом, к образованию и изменению признаков, служащих основой для отбора.

Однако, эволюционный процесс нельзя понять без учета устойчивости, формой которого является наследственность способность организма к накоплению, сохранению и передаче информации потомству. Эволюционный процесс живой природы итог взаимодействия, единства и борьбы изменчивости приспособления и устойчивости наследственности.

Ф. Энгельс биологическую эволюцию рассматривал как результат взаимодействия между приспособлением и наследственностьюК. Маркс и Ф. Энгельс Соч т.20 Анти-Дюринг - Диалектика природы, Госполитиздат, изд-е 2, 1961, стр.71. Процессы в мире неживых объектов также определяются именно взаимодействием изменчивости и устойчивости. Поведение движение любой элементарной частицы определяется типом физического взаимодействия слабым, электромагнитным, сильным.

Но различия в поведении частицы неразрывно связаны с устойчивостью наличием законов сохранения. Развитие общества также связано с взаимодействием изменчивости и устойчивости. Исторические эпохи отличаются друг от друга тем, как производятся материальные блага изменчивость, но то что производится пища, одежда, жилища в конечном итоге не изменяется устойчивость. Однако, без последнего, как и без процесса производства, невозможно не только развитие, но и само существование общества.

А процесс производства всегда имеет сохраняющиеся элементы труд человека, предмет труда, средства труда. Конечно, каждый из элементов имеет свою и общую историю развития. Но наличие таких элементов сохраняется. Таким образом, одним из источников самодвижения является взаимодействие изменчивости и устойчивости, движение включает в себя как изменчивость, так и устойчивость. 2. Основные формы движения материи. Любой вид движения, каждый совершающийся процесс подчиняются действию тех или иных законов.

Можно сделать вывод, что формой движения вообще являются законы движения. Однако эти законы по-разному связаны друг с другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будем называть группы изменений, объединенные подчинением действию определенных законов. Неисчерпаемость материи, многообразие объектов и явлений связаны с многообразием форм движения, ибо последнее, как уже выяснено, является способом существования материи.

Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду с единичным. Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи Основы марксистко-ленинской философии Учебник для вузовФ.В. Константинов, А.С. Богомолов, Г.М. Гак, 6-е изд М.Политиздат,1982, стр. 52. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

Механическое движение пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории распространение в пространстве полей, например это не механический процесс. В механике, писал Ф. Энгельс, мы не встречаем никаких качеств К. Маркс и Ф. Энгельс Соч т.20 Анти-Дюринг - Диалектика природы, Госполитиздат, изд-е 2, 1961, стр.386. Но уже в физике любое изменение это переход количества в качество.

Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов но не их ядер. Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. Органическая жизнь, указывал Ф. Энгельс, невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений К. Маркс и Ф. Энгельс Соч т.20 Анти-Дюринг - Диалектика природы, Госполитиздат, изд-е 2, 1961, стр.563. Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов Основы марксистко-ленинской философии Учебник для вузовФ.В. Константинов, А.С. Богомолов, Г.М. Гак, 6-е изд М.Политиздат,1982, стр. 54. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система К. Маркс и Ф. Энгельс Соч т.20 Анти-Дюринг - Диалектика природы, Госполитиздат, изд-е 2, 1961, стр.83. Социальное движение с которым связано и мышление. Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно каждая последующая включает в себя предыдущие.

В основе классификации Ф. Энгельса лежат принципы структурности каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя развития высшие формы движения возникают в результате развития низших историзма характеризует последовательность познания человеком основных форм движения от относительно простого к более сложному.

Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное замедленное, криволинейное, хаотическое.

Наиболее сложной формой движения является социальная, т.к. материальный носитель есть самый сложный вид материи социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механический двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системой деятельности человека.

А жизнедеятельность организма условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения.

Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности масса. Классификация основных форм движения материи, разработанная Энгельсом, опиралась на достижения наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном плане, она тем не менее должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и общественных наук. Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей.

В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками - физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, читаемых экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми.

Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы. 3. Пространство и время. 3.1

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Движение материи

Однако, проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине бесконечная сложность реального мира и его… Нельзя создать вечную и окончательную классификацию форм движения. Хотя в… В этой работе будет рассмотрена схема классификации, разработанная Ф. Энгельсом. Особое внимание в этой работе…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектическое понимание движения материи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основы концепций пространства и времени
Основы концепций пространства и времени. О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени

Список использованных источников
Список использованных источников. Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М. Наука, 1974, 254с. 2. Бутаков А.А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги