Смысл жизни

Смысл жизни. В чем цель человеческого бытия Эти вопросы всегда считались самыми глубокими, но их не следует называть даже поверхностными.

Ведь если в чем-то есть смысл, то это что-то уже не есть просто то, что оно есть, оно не тождественно самому себе, но является символом. Все преходящее лишь символ - переспросим мы ангелов. Почему-то жизнь человека принято считать чем-то сверхъестественным, подчиняющимся особым законам. Если так, то она - символ. Но всякий естественный природный процесс есть именно то, что он есть, и не имеет никакого смысла и цели. Действительно, какой смысл в том, что планеты движутся так а не иначе и неужели Луна задалась целью не показывать нам свою обратную сторону У природных процессов нет цели, есть лишь направление, в котором они идут по необходимости.

К природе нельзя подходить с вопросом Зачем Иной раз даже Почему звучит некорректно. Остается лишь спрашивать Что и как Что есть жизнь Цепочка поступков. А вот они-то имеют и цель и смысл, т.е. являются выражением чего-то иного, а именно, характера человека.

Как убедительно доказал Шопенгауэр, человеческие дела так же как и любое явление природы подчиняются закону причинности всякий поступок совершается при наличии достаточного мотива, т.е. цели. А цели мы полагаем в соответствии с их ценностью прежде чем что-то становится целью, оно должно получить оценку, будь то на основе знания вещей или веры в их ценность. Итак, познавая вещи, или принимая на веру их ценность, мы создаем систему ценностей, исходя из которой полагаем себе цели, становящиеся мотивами наших поступков.

И если нет ни внешних другие люди, ни внутренних характер препятствий к претворению мотива в действие, поступок совершается с необходимостью. А на вопрос Мог ли данный человек при данных обстоятельствах поступить иначе по-шопенгаэровски ответим Мог бы, если был бы иным. Но счастливый-то человек отличается от несчастливого, и в окружении тех же вещей он по иному оценивает их и ставит иные цели. Что делает несчастный, когда он осознает свое несчастье и не желает его более терпеть Ищет причину Если он не имеет представления о свободе как о личной ответственности за свою судьбу, то причины своих несчастий он ищет во внешнем мире. Кто виноват - вопрошает он. Один из вечных русских вопросов, показывающий всю степень несвободы нашего общества. До тех пор пока нормой общественного сознания в России не станет понятие о свободе как о личной ответственности за свою судьбу, и пока мы будем ждать, что придет добрый или недобрый с железной рукой дядя и осчастливит нас, у нас будет бардак вместо свободы.

Все политики говорят красивые слова о свободе, и все как один обещают в случае победы на выборах сделать нас счастливыми.

Но если кто-то говорит тебе Я сделаю тебя счастливым берегись, он хочет заковать тебя в цепи. Но есть иной род несчастных. Заглядывая в себя они понимают, что многие ценности они взяли на веру, а те оказались лишь пустыми идолами. Мало ли что признавали ценным предки, другие народы, соседи Что с того Существует много учений, проповедующих общечеловеческие ценности.

Но что есть человек вообще - Фикция. А значит, и общечеловеческие ценности - фикция, звенящие идолы. Общее, доступное для всех не имеет цены. Общедоступная женщина имеет иной ранг, нежели доступная только для меня. И вода из моего колодца чище, чем в местах общего пользования. Живой человек - отнюдь не фикция и нуждается отнюдь не в фиктивных ценностях. Переоценка всех ценностей - начало пути к выздоровлению.

Чужие бриллианты, что булыжники на дороге. Смотри в себя - там россыпи. Итак, если ценности, принятые на веру, оказываются ложными, следует подвергнуть сомнению веру даже в самые высшие идеалы. Вы почитаете меня но что, если рухнет почитание ваше Берегитесь, чтобы идол не поразил вас Вы говорите, что верите в Заратустру Но при чем тут Заратустра Вы - верующие в меня но что толку во всех верующих Вы еще не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими и потому так мало значит всякая вера так говорил Заратустра.

Так мог бы сказать любой из наших идеалов, в которые мы верим Вы - верующие в меня но что толку во всех верующих Но если не вера, то что Что даст нам понятие о ценностях Познание себя и природы вещей в их диалектическом становлении. Ведь все непреходящее лишь только символ, а преходящее, становящееся есть сущее.