Искусство и наука. Союзники или соперники ?

Уральский Государственный Университет Р Е Ф Е Р А Т по дисциплине Эстетика Искусство и наука.Выполнил студент 3-го курса фил. факультета Кузнецов Ярослав Леонидович Преподаватель Орлов Борис Викторович Каменск-Уральский 1998 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Соперники или союзники 3. Заключение 4. Литература 10 1. ВВЕДЕНИЕ В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым.

А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым. Познание - прежде всего человеческая деятельность. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность.

Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя - науку и искусство. Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании самой истории человеческого познания. Сама же история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Не история, именно человек, действительный, живой человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира. Стремился устроить окружающий мир так, что бы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. 2.

Соперники или союзники

Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обраща... Современной Америке никак не откажешь в техническом и научном прогресс... Нет дороги без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше... Они весьма поучительны. В умственном эксперименте допускается появление на свет великого множе...

Заключение

Заключение Главное же заключается в том, что наука в будущем технологическом обществе несомненно раскроет тайны человека, а потому тайны искусства потерпит поражение в своем соперничестве с наукой и в постижении человеческой психологии. Что же остается тогда искусству Может быть, оно все-таки сохранит какое-то свое значение в эстетическом освоении мира Ведь поля деятельности науки и искусства не совпадают, но ведь существование устарелого и поэтому лишь не полного знания одновременно со знанием, постигающим реальное положение вещей невозможно. Очень непривлекательная рационалистическая, деиндивидуализированная, лишенная всех бесконечных богатств чувственной, эмоциональной человеческой жизни, холодная технологическая цивилизация, которую обещают нашим далеким потомкам.

Что же дала нам многолетняя дискуссия исследователей данной проблемы Плодотворность ее несомненна.

Дискуссия не только со всей остротой поставила одну из самых кардинальных и назревших проблем взаимосвязи и взаимовлияния искусства и науки - двух могущественийших форм человеческого сознания и преобразования действительности, но вычленила сложнейшие проблемы, которые стали затем исследоваться в более обстоятельной форме. Прислушаемся к мудрым словам Гете Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится Истина. Ни в коем случае Между ними лежит проблема. Таким образом приблизится к Истине - значит исследовать проблему в ее реальном, историческом развитии. 4. ЛИТЕРАТУРА 1. Гегель Г. Работы разных лет, М. 1970-1971 2. Гете И. Об искусстве, М. 1975 3. Егоров А. Проблемы эстетики 4. Стернин А. О. Материализм и эмпириокритицизм 5. Пенкин М. Искусство и наука, М. 1982.