Футуризм в Марксистской философии

Футуризм в Марксистской философии.

Маркс и Энгельс основывали свою философию на последних достижениях науки, старались объяснить историю человеческого общества на научной основе, с точки зрения материализма.

Это сильная сторона рассматриваемой философии. На основе закономерностей экономического развития, можно вполне понятно и логично объяснить историю человечества. Вместе с тем Маркс, Энгельс и их последователи не ограничились объяснением хода истории, они выступают в качестве футуристов, предсказывают будущее.

Все понимают, что такое первобытно общинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, но кто может точно сказать, каким будет коммунизм Задача прогноза будущего намного сложнее, чем анализ уже свершившихся фактов. Ведь ошибку в объяснении того или иного исторического события можно обнаружить, проверить, исправить. И, таким образом добиться правильного понимания истории. А кто может дать ответ, что случится завтра Вот пример в философском словаре, советских времен можно прочитать фразу В СССР социализм победил полностью и окончательно2, с. 378, а ведь история привела к совсем другим хотя по-своему закономерным результатам. Со времени появления Марксистской философии прошло достаточно времени, чтобы стало возможным оценить качество футуристических прогнозов, на основе фактов, ставших уже историей.

Так, можно уже смело сказать, что была серьезно недооценена способность капитализма к саморазвитию, совершенствованию. Было недооценено влияние личности на историю пример Гитлер, фашист, идеям которого почему-то поверили немцы народ с несомненно высокой культурой и моральными качествами.

И т.д. Но в марксизме не только делается попытка предсказать будущее, там говорится о конкретных методах ускорения хода истории, развития прогресса общества. И, конечно всем известно, что эти методы применялись на практике, и привели к конкретным результатам, которые, по мнению автора, следует еще долго и внимательно анализировать. В любом случае в социалистических государствах, в свое время, жило около одной трети всего населения Земли 2, с. 378. И эти государства были вполне жизнеспособными.

А Китай и Вьетнам, например, кажутся процветающими и успешно развивающимися и в наши дни. Вместе с тем, исходя только из общих экономических законов, невозможно делать краткосрочные и конкретные прогнозы. А ведь именно таким прогнозам в советское время придавали большое значение. Так, например плановая экономика имела вполне понятные недостатки, но она не претерпевала серьезных изменений на протяжении почти всей истории СССР. С другой стороны, и долгосрочные прогнозы строительства коммунизма не представляются автору особо реалистичными.

Взять, например принцип от каждого по способности каждому по потребности. Потребности человека растут по мере развития производства. После того, как человек добивается какой либо цели, он ставит перед собой новую, еще более сложную. В любом обществе, на протяжении всей истории человечества были люди, которые стремились добиться наибольшего материального благополучия.

Маловероятно, что человечество когда-либо сможет удовлетворить любые капризы, всякого отдельного человека. Ведь население Земли неуклонно продолжает увеличиваться, а ресурсы со временем истощаются. Должны же существовать какие то разумные ограничения. Подводя итог написанному, можно сказать, что футуризм является, с одной стороны важной и интересной частью марксистской философии. С другой стороны, по мнению автора, существует явное преувеличение возможностей точного прогнозирования будущего.