рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектическая взаимосвязь логического и практического критериев

Работа сделанна в 2002 году

Диалектическая взаимосвязь логического и практического критериев - Реферат, раздел Философия, - 2002 год - О значении практики как критерия истины Диалектическая Взаимосвязь Логического И Практического Критериев. Выше Уже От...

Диалектическая взаимосвязь логического и практического критериев. Выше уже отмечалось, что косвенное действие критерия практики всегда имеет место при проверке теоретических предположений.

Действительно, в практике мы получаем новые ощущения, которые находят свое обобщение в абстрактных понятиях и суждениях. Следовательно, новые данные практики, привлекаемые для проверки истинности выдвинутого нами суждения, сами должны предстать в форме суждений, и соотнесение этих новых суждений с суждением, подлежащим проверке, требует логического мышления.

Правильность логических операций, таким образом, является необходимым моментом всякой практической проверки. Более того, если предшествующая практика доказывает верность некоторых наших суждений, а из них мы логически выводим новое суждение и настаиваем на его истинности до специального акта практической проверки, то встает вопрос не может ли логическое доказательство заменить полностью или частично практического доказательства, практической проверки Проиллюстрируем сущность поставленного выше вопроса на простом примере.

Предположим, что конструктор создал технический проект моста через реку. Утверждение конструктора, что проектируемый мост способен выдержать определенную нагрузку, будет истиной еще до того, как мост построен, благодаря проверке предшествующей практикой, о которой мы говорили выше, поскольку при своих расчетах конструктор опирался на законы механики, которые проверены практикой миллионы раз, на знание формул сопротивления материалов, которые также неоднократно проверялись практикой, и т. д. Если мост был рассчитан без ошибок, выводы конструктора насчет возможной нагрузки, которую мост может выдержать, истинны и до воплощения в жизнь, хотя, безусловно, в ходе строительства моста в его расчеты будут внесены известные коррективы.

Данный пример нам нужен здесь не для того, чтобы еще раз показать роль предшествующей практики для проверки знаний, а для того, чтобы подчеркнуть другой аспект проблемы.

Когда конструктор делает свои расчеты, он исходит из определенных законов механики, из формул сопротивления материалов как из посылок опираясь на эти посылки, он рассуждает, т. е. делает определенные выводы. Для того чтобы сформулировать всякое новое суждение вообще, в том числе суждение истинное, необходимо построить его из понятий и других суждений и тем самым, сознавая это или нет, воспользоваться правилами логики.

Наш конструктор не только рассуждает, он делает также весьма сложные математические расчеты. Но, производя математические действия. люди тоже рассуждают по правилам логики, так что этот момент мы можем специально не выделять. Таким образом, если наши посылки в данном случае это законы и формулы доказаны практикой и поэтому верны и если мы рассуждаем правильно, не нарушая законов логики и не делая ошибок в математических расчетах, то мы можем, исходя из этих посылок, прийти к выводам, соответствующим действительности.

Этот безусловный факт широчайшим образом эксплуатируется идеалистами, для того чтобы искать критерий истины, не выходя из сферы мышления. Типичным образчиком такой постановки вопроса являются рассуждения неопозитивистов. Один из членов Венского кружка О. Нейрат откровенно заявляет Предложения следует сравнивать с предложениями, а не с опытом, или с каким-либо миром, или с чм-нибудь еще. Все эти бессмысленные удвоения принадлежат к более или менее утонченной метафизике и поэтому их следует отвергнуть.

Каждое новое положение сталкивается с совокупностью предложений, имеющихся налицо и согласованных друг с другом. Предложение называется правильным, если его можно отнести к системе. Все то, что мы не можем систематизировать, отбрасывается как неправильное. Вместо того чтобы отвергать новые предложения, мы можем также в случае затруднительности решения изменять всю систему предложений до тех пор, пока не сможем включить новое предложение В данной теории мы всегда остаемся внутри области речи мышления.

В хвосте позитивизма идут и некоторые представители современного философского ревизионизма. Например, югославский философ А. Маркович утверждает, что критерием точности является внутренняя когерентность мышления, то есть внутреннее соответствие мыслей Столь же ошибочной является и эклектическая точка зрения, согласно которой имеются якобы два критерия истины логический и практический. Уместно заметить, что отзвуки этого воззрения встречаются подчас и в марксистской литературе, представляя собою вольную или невольную уступку позитивизму.

Например, известный польский марксист А. Шафф пишет, что практика является самым высшим и главным критерием истины. Из этого не вытекает, что она является единственным критерием могут иметь место и производные критерии, подчиненные главному, но исполняющие в определенных условиях и границах функцию пробного камня истины. В качестве такого производного критерия А. Шафф приводит как раз именно логическую правильность.

Представление насчет двух критериев истины является неверным, даже если практический критерий назван главным. А. Шафф выражается неточно, отрицая практику как единственный критерий истины. Логическая правильность рассуждений правильность математических действий в том числе является необходимым условием, для того чтобы достичь истины, но это условие не является достаточным. Действительно, если мы будем делать ошибки в логическом рассуждении, в арифметике, алгебре или при решении дифференциальных уравнений, то очевидно, что из правильных посылок мы не сможем прийти к правильным выводам.

Но в то же время, если наши посылки или хотя бы одна из них неправильны, не соответствуют действительности, то, исходя из этих посылок, мы можем развить целую систему неправильных представлений, которая будет логически стройной и непротиворечивой. Логическая правильность рассуждений необходима, но она сама по себе еще не может обеспечить истинности вывода, ибо необходимо, чтобы те факты, посылки, из которых мы исходили, были доказаны практикой.

И только в этом случае при правильном логическом рассуждении можно прийти к истинным выводам. Как же объяснить, что наше мышление из одних истин с помощью логики может выводить другие истины Ответ на этот вопрос был дан уже Гегелем, правда, с позиций тождества человеческого мышления и бытия, поскольку и первое и второе было для него воплощением абсолютной идеи. Освободив гегелевскую диалектику от мистической шелухи, основоположники марксизма придали этому выводу Гегеля рациональный вид наше субъективное мышление и объективный мир, указывал Ф. Энгельс, подчинены одним и тем же законам. Фигуры логики, правила построения суждений, по выражению Ленина, есть самые обычные отношения вещей.

Эти правила не выдуманы человеческой головой, они прошли проверку во всей общественной практике, начиная со времени становления человека и его мышления. Практическая деятельность человека, подчеркивает В. И. Ленин, миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом.

Значит, логический критерий в конечном счете сам прошел практическую проверку, которой является практика человечества. Но эта практика доказывает истину не только прямо и непосредственно, но и весьма опосредованным образом, через проверку истинности законов мышления. Наше глубокое убеждение в истинности многих положений, которые, непосредственно практикой либо еще не доказаны, либо непосредственно вообще не могут быть доказаны, зиждется как раз на том, что законы мышления, которыми мы пользуемся, проверены практикой.

Рассмотрим пример. Материалистическая философия и современное естествознание выдвигают утверждение, что живое на Земле произошло из неживого. Истинно ли это утверждение Непосредственно в эксперименте оно еще не доказано, ибо пока что мы не научились в лаборатории превращать неживое в живое.

Поэтому, когда мы доказываем истинность этого суждения, мы опираемся на определенные факты, подтвержденные практикой, и делаем из них логические выводы. Практика показывает, что живое не может существовать в космическом пространстве, если оно не защищено от действия космического излучения поэтому живое и не может быть занесено на Землю из космического пространства. Доказано также, что Земля существует 5 6 млрд. лет и что на первоначальных стадиях ее существования жизни на Земле не могло быть кроме того, известно, что существуют живые организмы, как, например, вирусы, необычайно близкие к неживому практика доказывает способность и неживого и живого к поступательному развитию.

Исходя из этих доказанных практикой суждений, мы логически последовательно рассуждаем следующим образом если материя вообще способна к поступательному развитию, а на Земле жизнь существовала не вечно и не могла быть занесена на нее извне, то живое возникло из неживого в определенный период исторического развития Земли. В доказательстве этого важнейшего научного положения мы исходим из всей совокупности данных практики, особенно из эксперимента и наблюдения, и хотя практика здесь и не дает еще непосредственного доказательства данного утверждения, тем не менее у нас нет оснований сомневаться в его истинности.

Еще большую роль опосредованная проверка играет при доказательстве истинности таких утверждений, которые непосредственно вообще доказать невозможно. Например, положение о бесконечности пространства не может быть непосредственно доказано на практике, ибо, как бы далеко мы ни пошли в исследовании бесконечного мирового пространства, всегда будет существовать возможность двигаться далее.

Доказать положение о бесконечности пространства прямым экспериментом и наблюдением невозможно. Истинность подобного рода суждений доказывается практикой опосредованно, причем правильные выводы из правильных посылок играют решающую роль. Итак, диалектический характер критерия практики проявляется в том, что в нем непосредственно сплетаются и взаимодействуют практическая проверка и логическое доказательство, которое в опосредованном виде, через доказательство практикой истинности законов логики, также оказывается в последнем счете моментом практической проверки. 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

О значении практики как критерия истины

Человеческая деятельность, человеческая активность, социальная практика человека невозможны без познания их результата истины. Философия призвана исследовать основные принципы социальной деятельности… Обе эти стороны неразрывны уже потому, что любой акт практики всегда есть в то же время и средство проверки истинности…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектическая взаимосвязь логического и практического критериев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Единство материального и духовного моментов и деятельности людей
Единство материального и духовного моментов и деятельности людей. Закон диалектики о единстве, взаимопроникновении и борьбе противоположностей является всеобщим. Он действует не только во вс

Понятие категории практика
Понятие категории практика. Символизируя себя, человек действует, он есть деятельное существо. Греческое слово практикос означает деятельный, активный. Соответственно практика есть деятельно

Понятие категории истина
Понятие категории истина. Чем детальнее анализируется психика человека, тем чаще приходится обращаться к ее связям с внешним для субъекта миром. Все формы познания субъекта как-то соотноситс

Всеобщность и специфичность критерия практики
Всеобщность и специфичность критерия практики. Практика является средством отделения истинного в нашем мышлении от ложного во всех без исключения областях знания, она есть всеобщий, универсальный к

Диалектическая взаимосвязь практики как источника и как критерия знаний
Диалектическая взаимосвязь практики как источника и как критерия знаний. Один из важнейших моментов диалектического понимания практики как критерия истины обнаруживается сразу же, как только мы пос

Абсолютность и относительность критерия практики
Абсолютность и относительность критерия практики. Следующий важнейший момент диалектического понимания критерия практики заключается в том, что этот критерий одновременно абсолютен и относителен.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги