Глава I. История философских размышлений о любви

Глава I. История философских размышлений о любви. О плотской любви было известно с самых древних времен из мифов Древней Греции. А в эпоху греческой классической философии уже зарождались первые теории любви.

Именно тогда появляется ощущение духовной исключительности человеческой любви, ее абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами. Большинство мыслителей древности считали любовь скорее опасной, чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине прежде всего то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду. Мир и эрос Антология философских текстов о любви. М. Политиздат, 1991. С.8. Мнения мыслителей о любви в древности расходились не меньше, чем в наше время.

В частности, один из основателей школы киников Диоген Синопский считал, что страстную любовь никак нельзя считать вещью единственной, и потому он объявил, что любовь дело тех, кому делать нечего, в противовес ему у Эмпидокла любовь рождает гармонию и красоту. А Платон увидел в любви особую божественную силу, помогающую человеку преодолевать свое земное несовершенство. Любовь сделает человека духовно возвышенным, полагал он. Платон трактует любовные переживания широко и объемно как особую энергию, идущую из Космоса.

Он понимает под ней напряженное и бесконечное стремление человека к возвышенному, это стремление к бессмертию благодаря ей разрешается величайшее противоречие между смертью человека и бессмертием рода людей и человеческого духа. Пир тот диалог Платона, где высказана эта мысль самое знаменитое в истории философии сочинение о любви. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность чистой любви, понять и оценить то, что отличает эту строну человеческой жизни от физиологического инстинкта или простого чувственного удовольствия.

Аристотель, великий логик, ищет в любви прежде всего пользы для человека, семьи, общества. И в семье, например, целью любви полагает дружбу. Очень близкие к современным взглядам на роль любви в семейной жизни высказывает Плутарх. Он находит в любви и поэзию, освещающую жизнь, и чисто практическую пользу не только для семьи, но и для общества, утверждая Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь украшает и совершенствует человека Плутарх.

Об Эроте. В кн. Мир и эрос. М. Политиздат. 1991. С. 51. В античности, как известно, различали несколько видов любви. Но прежде всего ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос это внутреннее стремление человека к красоте и силе. Эта любовь одновременно страстная и особо восторженная. Эротическая любовь главным образом проявляется в межполовых отношениях. Она, как верховная сила, владеет и управляет людьми и человеческими судьбами.

Совершенно по-иному осмысливается любовь филос духовная любовь. У этого вида любви очень большой спектр смыслов и значений любовь к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Кроме этого, у эллинов были и другие виды любви агапэ любовь нежная, трогательная как выражение милосердия и сострадания филотес это дружба, привязанность а адарэ разумная любовь, уважительное товарищество и многое др. все эти виды любви существуют как вместе, так и раздельно.

Например, в половой любви проявляется как страсть, так и нежность, как привязанность, так и сострадание Страстной проповедью любви пронизано буквально все христианское учение. Почти все тексты Нового завета восхваляют, воспевают, всесторонне внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божественный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна только в браке, следовательно, и брак возможен только в любви.

Любовь к ближнему в Новом завете необходимое условие любви к Богу. Любовь к Богу одно из древнейших светлых и глубоких человеческих чувств. Оно в основе своей и в своем истоке уже само любовь. В общем виде, я думаю, что любовь к Богу это ощущение какого-то особого внутреннего благоговения перед силой, породившей тебя и тебе подобных. Однако любовь к Богу истинна только тогда, когда человек искренне любит как своего ближнего, так искренне уважает врага своего обоих сотворенных Богом. Не зря ведь одной из самых главных заповедей, провозглашенных в христианстве является заповедь, которая гласит возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет. Августин разъяснял, что есть два вида любви земная плотская, а другая святая любовь, возвышающая людей до небесных высот при этом он указывал, что любовь должна составлять основу жизни всех людей и служить им главным стимулом в познании смысла мира и его первопричины.

Раннехристианские, затем византийские мыслители усматривали в любви важнейший и универсальный принцип Вселенной, на котором основывалось все ее духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищала дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывала духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца.

Чуть позже, уже у византийских гуманистов X XII вв. наметилось стремление достигнуть любовного совершенства средневекового человека и соединение его с божественным началом. Они выработали принципиальное представление о любви как каритасе сострадании, милосердии, жалости.

При этом христианство проклинало половой акт и благословляло его последствие деторождение. Резко осуждая половую любовь как нечто греховное, они стремились заменить ее чисто духовным видом вхождением в Бога. Это было итогом христианского учения о любви. Любовь в эпоху Возрождения возвратила себе статус жизненной философской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым.

В XVII XVIII вв. происходят существенные изменения в отношении к любви и ее оценки. Для Гегеля любовь вовсе не уникальное переживание, а только форма нравственной связи двух индивидов. Конечно, в разные эпохи и у разных народов это ощущение выглядело по-разному. Но их объединяло то, что любовь приносит человеку и человечеству не только радость, но и ответственность. Она не только поднимает, вдохновляет людей, а порой и требует от них особо нравственных поступков.

В истории философских размышлений о любви, ее смысле и назначении в истории человечества особая роль принадлежит философам XVIII XIX вв. И. Кант был уверен, что любовь играет первостепенную роль в судьбе человека, т. к. когда дело касается выполнения долга, а не просто представления о нем, когда речь идет о субъективной основе действия, в первую очередь определяющей, как поступит человек в отличие от объективной стороны, диктующей, как он должен поступить, то именно любовь, свободно включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенства человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве закона И. Кант. Из Метафизики нравов. В кн. Мир и эрос Антология философских текстов о любви.

М. Политиздат, 1991. С. 125 Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не только перед собой и за себя, но и перед другими и за других людей, пронизывает многие произведения философов XIX века. Уже самые первые признаки любви восхищение, благоговение, милосердие говорят сами за себя. Любят ведь не за что-то, а потому, что по-другому нельзя.

Я считаю, что любовь это такое состояние человека, когда хочется дать как можно больше другому, даже отдать самого себя и без остатка. Эта же мысль подчеркивается в произведении Эриха Фромма Искусство любить Наиболее общее определение активного характера любви можно сформулировать так любить значит прежде всего давать, а не получать Но самое важное отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности.

Что же отдает один человек другому Он делится с ним самим собой, своей жизнью, самим дорогим, что у него есть. Это отнюдь не значит, что он обязательно должен жертвовать жизнью ради другого просто он делится тем, что есть в нем живого своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями, своим настроением, своей печалью всеми проявлениями своей жизни Фромм Э. Искусство любить. М. Издательство Республика , 1992. С. 123. Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую личность.

Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий стремится к получению ответной реакции заслужить любовь к себе, т. к. если ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь если, проявляя свою любовь, вы не добились ответа и не стали тоже любимы значит, ваша любовь немощна, значит, она не удалась К. Маркс Там же. С. 124 Для того, чтобы заслужить любовь другого человека к себе, по мнению автора произведения, необходимо заботиться, нести ответственность, уважать и знать, любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим. Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли.

Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие другие. В философии любви известного русского религиозного мыслителя Вл. Соловьева проповедуется интересная мысль об особом смысле любви в нравственном преображении человека и всего человечества.

Качественное преображение человечества, по Соловьеву в красоте. А красота может быть достигнута только любовью. Признавая вполне великую важность и высокое достоинство других родов любви, которыми ложный спиритуализм и импотентный морализм хотели бы заменить любовь половую, мы видим, что только эта последняя удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное упразднение самости в полном жизненном общении с другими.

Во всех прочих родах любви отсутствует ил однородность, равенство и взаимодействие между любящим и любимым, или же всестороннее различие восполняющих друг друга свойств Соловьев В. Смысл любви. В кн. Мир и эрос. М. Политиздат. 1991. С. 282 Как видим, на протяжении всей жизни человечества высказывались различные мнения относительно того, что же такое Любовь и зачем она нужна, какое значение она имеет для человека. Многие ученые, философы давали различные ответы на этот непростой вопрос, но сходились они все в одном, что любовь это самая таинственная и самая парадоксальная реальность. В чем же заключается эта реальность, ее философский смысл, каково ее значение для человека и его духовного развития