Правовые идеи философии Локка

Национальный институт Имени Екатерины Великой Юридический факультет Контрольная работа по Философии Тема Правовые идеи философии Джона Локка Работу выполнила Студентка 2-го курса, Вечернего отделения Лебина Н.В. Работу проверил Чернавин Ю.А. Москва 2002г. Содержание Введение2 Естественное право.4 Общественный договор и Государство 6 Равенство.10 Закон .12 Принцип разделения властей.13 Заключение.15 Библиография.17 Введение. Целью моей работы является рассмотрение правовых идей английского философа, иногда называемого интеллектуальным вождем 18 в. и первым философом эпохи Просвещения, Джона Локка 1632-1704. Локк считал, что философы, как и естествоиспытатели, должны продвигаться шаг за шагом с помощью опыта.

Прежде чем переходить к рассмотрению больших проблем, необходимо изучить наши средства, то есть наши понятия. Поэтому Локк начинает с критики познания и анализа языка.

Локк является одним из классиков педагогики и политической теории. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне.

Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. В 1696 Локк стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами.

Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей банка Англии. Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Локк настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706. В сочинении Разумность христианства 1695 Локк в духе протестантизма старался отделить подлинное учение Христа от последующих видоизменений.

Классическим трактатом по педагогике стали Некоторые мысли о воспитании 1693, где Локк исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учета естественной склонностей ребенка, формирования у него здорового тела и духа. В начале ребенок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером по мере того как он взрослеет, он получает свободу.

Относя пользование разумом, а, следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Локк считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребенка притом в семье, а не в школе и ему привиты основы морали. Социально-политическая концепция Локк содержится в Двух трактатах о государственном правлении 1690. Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй - содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688-1689. Неизбежность института государственной власти Локк рисует с позиций теории естественного права и общественного договора.

В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.

Естественное право

Закон природы определяет посредством разума, что хорошо, что плохо есл... Философия права. Защита закона природы и проведение его в жизнь в естественном состояни... Так он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отст... Т.2.

Общественный договор и Государство

Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использ... Д.Локк. Т.2. Уделом бедных стала работа из-за куска хлеба. Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государ...

Заключение

Заключение Идеям Локка выпала завидная судьба. Они не только пополнили золотой фонд политической мысли. Их практическим воплощением стал в значительной мере общественно-политический порядок наиболее развитых стран мира. Более того, ими пропитано политическое и правовое самосознание граждан этих стран, подавляющее большинство которых даже не отдает себе в том отчета. Настолько органично они усвоены ими. Для строящей гражданское общество и правовое государство России в мыслях британского философа, несмотря на трехсотлетнюю дистанцию, сохраняется немало поучительного.

Взгляды Локка нашли яркое выражение в Декларации независимости США и в Декларации прав человека и гражданина во Франции. С правителем, применившим силу, следует обойтись как с агрессором в войне. Но, во-первых, силу можно применять лишь как ответ на незаконное нападение во-вторых, право на неповиновение дозволено не отдельному лицу или группе лиц, а лишь большинству народа, страдающего от угнетателя.

Локк настаивал на том, что есть закон, который выше законов государства, и это привело к мысли, что подчинение закону - высокая, но не высшая добродетель. Противники демократии утверждали, что, делая власть зависимой от согласия граждан, Локк заложил зародыши частых мятежей. Локк не отрицал обвинения, но сказал, что его теория благоприятствует мятежу и анархии не больше любой другой, потому что во-первых, если людей угнетать, они восстанут при любой форме правления во-вторых, из-за мелких ошибок в общественных делах люди не бунтуют в-третьих и здесь Локк переходит в наступление, правительство, учрежденное по воле народа, в сочетании с правом восставать есть лучшая преграда восстанию.

Чем больше свободы, тем меньше нужна революция. В 1690 году это было предположением, но с тех пор оно подтверждено опытом. Английская и американская системы, основанные на Локковском праве восстать, оказались самыми устойчивыми в мире, то же относится и к странам, малым по размерам, но великим по степени свободы, таким, как Голландия, Швейцария, страны Скандинавии.

А там, где право восставать было отвергнуто во имя порядка и стабильности, в результате были перевороты, кровавые чистки, заговоры, рекорд поставили военные диктатуры и тоталитарные режимы.

Библиография

Библиография 1. Д. Локк. Два трактата о правлении. Сочинение в 3-х томах. Москва, 1988. 2. В.С.Нерсесянц. Философия права. Москва. Норма.2001 3. К.С. Нерсесянцев История политических и правовых учений.

Москва, 1990. 4. А.Г. Спиркин. Философия. Москва. Гардарика. 2002 5. В.Н.Хропанюк. Теория Государства и права. Москва 2001 6. С.В. Бахрушин Джон Локк - Английское свободомыслия Наука, 1986. 7. Гуннар Скирбекк Нилс Гилье. История философии. Москва 2001.