Аристотель и его представления о движении

Аристотель и его представления о движении. Аристотель 4, c. 68 жил в 384 - 322 гг. До н. э. Он был родом из Стагиры, отчего его впоследствии прозвали Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он стал слушателем Академии Платона. Аристотель - один из величайших философов античного мира, по универсальности его наследия и всесторонности интересов с ним вряд ли кто-либо может сравниться. Принадлежа к ученикам Платона, он критически отнёсся к его учению, сказав впоследствии Платон мне друг, но истина дороже. В сороковых годах 4 в. до н. э. он был приглашен македонским царём Филлипом II на роль воспитателя своего сына - Александра, будущего великого завоевателя.

Александр потом скажет Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену. Научное наследие Аристотеля очень велико и его можно разбить на восемь частей это логика, философия, физика, биология, психология, этика, экономика, искусствоведение.

Аристотель был тем мыслителем, который создал логику как науку о мышлении и законах правильных рассуждений. Она изложена в его трактатах Первая аналитика , Вторая аналитика , Топика , О софистических опровержениях , Категории. Его трактаты, посвященные естественным наукам, называются Физика 1 , О небе , Метеорология , История животных , О происхождении животных. Первый философский трактат О душе заложил основы научной психологии.

Его перу принадлежат трактаты, посвященные социальным и политическим наукам. В их числе Никомахова этика , Политика , Экономика. Вопросы искусствоведения изложены в трактатах Поэтика и Риторика. Но главным философским трудом Аристотеля считается трактат Метафизика. В нём Аристотель изложил свои философские взгляды. Сам Аристотель никогда не называл свою философию метафизикой. Много позднее Андроник Родосский систематизировал труды Аристотеля и расставил их на полке так, что сначала стояли труды, посвященные физике, а потом - все остальные философские работы.

Отсюда и возник неологизм метафизика то, что после физики, слово мета по гречески означает после. В основе онтологии Аристотеля лежит понятие формы. Форма - суть бытия вещи. Она же служит первой сущностью. Форма находится посередине между отдельным частным и родовым общим. Форма - это не качество и не количество. Это причастность отдельного к роду через вид. Форма не существует сама по себе. Она как бы оформляет вещь и тогда становится сутью ее бытия.

Материя в понимании Аристотеля аморфна и бесформенна, она как бы является неопределенным бытием. Она пассивна, сама по себе недееспособна. Хотя она источник вещей, но без формы она не творит вещи. Материя как бы дает возможность появления вещи, а ее действительность возникает из оформления материи. Поэтому у Аристотеля материя и форма - два первоначала всего сущего. Третьим первоначалом Аристотель в философии Аристотеля служит целевая причина как своеобразная программа развития бытия.

Все всегда идет к какой-то цели, даже не осознавая этого. Если третья первопричина - это цель развития и движения, то четвертая первопричина - источник движения. В этом Аристотель выходит на некий перводвигатель. А под ним можно подразумевать и абсолютную идею, им Бога. Что же говорится Аристотелем в его трактате Физика 1 о движении? Прежде всего под движением у Аристотеля подразумевается не только кинематическое перемещение тела, но и всякое изменение, возникновение и уничтожение. В данной работе нас интересует движение только в кинематическом смысле и в дальнейшем мы будем понимать под движением перемещение тела в пространстве.

Согласно своему учению о форме Аристотель считает движение формообразующим фактором Форму же всегда привносит движущее - будь то определенный предмет или определенное качество или количество 1, c. 107 . Для Аристотеля в движении сочитались два первоначала - цель и источник движения. Помимо этого у него были попытки связать пространство и время Подлинно непрерывное и единое движение должно быть тождественным по виду, быть движением единого предмета в единое время 1, c. 170 . Однако в этой своей гипотезе Аристотель подразумевает единое время, что, как мы знаем, неверно из за невозможности синхронизации часов в разных системах отсчета.

Также Аристотелевская кинематика различает различные виды движений Движение с одинаковой скоростью будет равномерным, с неодинаковой - неравномерным 1, c. 171 . Следует отметить, что при движение по кругу с постоянной скоростью тело испытывает центробежное ускорение, однако в Аристотелевской кинематике - нет понятия ускорения.

Аристотель считал, что факт движения всегда можно определить, что движение абсолютно В прямом смысле движению противоположно движение, но противостоит ему и покой 1, c. 174 . Эта его догадка оказалось верной, невзирая на кажущееся противоречие с принципом относительности движения. Далее в работе будет показано, что имеется возможность определить как сам факт движения, так и его отсутствие.

В Физике Аристотеля имеется также упоминание о инерциальном движении Прежде всего мы скажем о перемещении, так как оно есть первое из движений. Все перемещающее движется или само собой или другим 1, c. 208 . В дальнейшем Аристотель отказался от этой идеи и считал, что движение происходит под действием постоянно приложенной силы. Итак, Аристотель считал, что движение - абсолютно. Что же позволяет нам поддерживать его в этом мнении ? Обратимся за фактами к современной космологии.