Возникновение древнеиндийской философии

Возникновение древнеиндийской философии. Историю философии Индии делят на несколько периодов. Эти деления конечно условные. Основные периоды, заложившие фундамент всей индийской философии это ведийский и эпический периоды. Ведийский период. Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов. Брахманизм основывался на ведах, представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов.

Именно от слова веды и происходит название этого периода. Ведийская философия это учения эпохи разложения первобытно общинного строя в Индии и возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ. Начало философии здесь ещ соседствует с суевериями и развивается в непосредственном конфликте с ними. Все ведические тексты считаются священными книгами. Брахманы считались подлинными знатоками и толкователями вед. Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты сборника Ригведа сборник гимнов, Яджурведа жертвенные изречения, Самаведа жертвенные песни, Атхарваведа песни заклинания.

Далее идут брахманы ритуальные тексты комментарии к текстам Вед и араньяки лесная книга, которая рассказывает о жертвоприношениях. Заключительная часть Вед упанишады. Они содержат трактаты религиозно философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение. Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины.

Немного позже этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно- следственных связей, явлений и т.д. Главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. Сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Жизнь человека бесконечная цепь перерождений.

Но имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели освобождения от бытия. Следовательно, жизнь рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы, в конечном счете, покинуть сансару, т.е. избавиться от жизни. Упанишады имели огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии. Эпический период.

Этот период в развитии индийской философии начинается в 6 в. до н.э Когда в индийском обществе происходят значительные перемены развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает сво влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиции уступает место исследованию, религия философии.

Внутри самой философии появляются различные школы неортодоксальные и ортодоксальные. К неортодоксальным школам относятся чарвака, джайнизм, буддизм. 3.