рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные направления древнеиндийской философии

Основные направления древнеиндийской философии - раздел Философия, Условия возникновения и основные направления древнеиндийской философии Основные Направления Древнеиндийской Философии. Буддизм. Возникновение Буддиз...

Основные направления древнеиндийской философии. Буддизм. Возникновение буддизма. Если спросить буддиста о том, как возникла религия, которой он поклоняется, то мы получим ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад е возвестил людям Шакьямуни отшельник из племени шакьев. Из буддийской религиозной литературы мы узнам, что Будда явился на землю, для того, чтобы выполнить спасительную миссию т.е. указать живым существам избавление от страданий.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно обычным людям. Мать Сиддхартхи жена правителя шакьев Майя увидела однажды во сне, что к ней в бок вошл белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего е тело также необычным путм через подмышку. Мудрец Асита предрк новорожднному свершение великого религиозного подвига.

Младенца назвали Сиддхартхой, что значит выполнивший сво назначение. Отец, Шуддходан, не желал сыну религиозной карьеры. Он окружил ребнка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытого язвами больного, согбенного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погружнного в раздумья аскета. Именно так он и узнал о неизбежных для живых существ страданиях.

И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов брахманов. И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путм внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва.

Сидя пол деревом бодхи, Сиддхартха познал четыре благородные истины. Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить просветлнного отказаться от возвращения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своих дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил вс, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнс в Оленьем парке первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии или, как говорят буддисты, привл в движение колесо драхмы.

После провозглашения четырх благородных истин, окружнный вс умножающимися учениками последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя сво учение. Умер Будда согласно легенде, в восьмидесятилетнем возрасте в Кушинагаре. Он лг под деревом бодхи в позу льва и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со словами Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что вс созданное обречено на разрушение Стремитесь всеми силами к спасению.

Уход Будды из жизни буддисты называют mahaparinirvana - великим переходом в нирвану. Считается, что он умер в полнолуние месяца вайшакха май. Эта дата почитается так же, как момент рождения Будды и момент его прозрения, поэтому е называют трижды святым днм. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, и подготовлено идейно.

Современная наука дат основания считать, что начало возникновения буддизма, приходится на середину 1 тысячелетия до н.э а местом его становления и развития в последующие века является северо-восточная Индия. Буддизм первоначально носил выраженную антижреческую направленность, будучи идеологией, порожднной новой, высшей фазой развития рабовладельческих отношений в конкретных условиях Индии этого времени.

Для него характерны черты, свойственные всем религиям развитого классового общества. Учение о четырх благородных истинах. Это учение составляет смысловой центр буддийской религиозной идеологии. Истина страдания. Первый постулат, выдвинутый основателем доктрины, утверждает тотальность страдания как фундаментальное свойство эмпирического существования. Принцип страдания духкха в буддийском миропонимании следует интерпретировать максимально широко, не ограничиваясь узкой сферой индивидуальной эмоциональной жизни.

Человеческое существование не содержит в себе ничего постоянного. Подверженность человеческой жизни внешним изменениям и есть та данность, через которую, прежде всего, познатся страдание. Само рождение есть, согласно первой благородной истине, факт включения индивида в чувственный мир, где господствует закон причинно - зависимого возникновения пратитья - самуптпада. Этот закон призван объяснить с точки зрения буддизма представление о безначальном круговороте рождений и смертей, характерное для индийской культуры в целом. Истина страдания не обосновывается в буддизме логически.

Эта истина может быть дана человеку лишь в акте непосредственного видения даршана. В плане философии идеологема страдание выступает в функции ведущего методологического принципа, в свете которого только и может быть осмыслена религиозная прагматика системы установка на обретение просветления. Чувственный мир, атрибут которого есть страдание это, согласно доктрине, сансара круговорот рождений и смертей.

Пребывание в сансаре для человека связано с принципиальной неудовлетворнностью существования. Истина возникновения страдания. Второй постулат формируется таким образом, чтобы непосредственно указать на причины, порождающие страдания, т.е. причины существования сансары. В качестве исходной причины упоминается жажда, страстное стремление к переживанию чувственного опыта, т. е. влечение пребыванию в сансарном мире. Доктринальное понятие таньха содержит весь спектр этих значений.

Жажда представляет собой фактор, обусловленный именно идеей Я, которая согласно буддийской доктрине, искажает видение реальности и является содержательной основой эгоценрированного отношения к миру. Буддийская доктрина последовательно проводила принцип анатма отсутствие души, однако существует группа терминов, синонимически выражающих идею Я, индивида, личности пудгала. В конечном счете, именно такое вечное и неизменное Я указывалось в буддийской доктрине как причина страдания.

Истина прекращения страдания. Третий постулат вводит представление о религиозной прагматике системы. Центральное понятие этого положения прекращение страдания ниродха есть частичный синоним нирваны такого состояния сознания, при котором полностью сняты иллюзорные субъективные установки и не остатся никакого неведения авидья относительно сансарного бытия и индивидуальной психики. Прекращение страдания в доктрине понимается диалектически.

С одной стороны, это устранение условий, порождающих страдание, а с другой остановка бесконечной цепи взаимообуславливающих мотиваций, связанных с иллюзорной гипертрофией Я. В отличие от первого постулата второй и третий обосновываются логически через концепцию причинно зависимого возникновения. Эта концепция вводит практически полный набор доктринальных понятий, посредством которых разъясняются состояния психики, соответствующие сансарному бытию. На основе концепции причинно зависимого возникновения развивается первичная философская дискурс классификация традиционных категорий анализа человеческой психики.

Истина пути. Логика изложения доктринальных постулатов строится с таким расчтом, чтобы подвести адепта к осознанию необходимости обрести путь марга, ведущий к прекращению страдания. Четвртый постулат касается именно этого предмета. Он известен также под названием восьмеричного благородного пути. Выдвигаемые здесь положения охватывают три сферы психической жизни и социальной деятельности адепта учения когнитивную сферу праджня, в которой устраняется даже бессознательная субъективная ориентация сферу добродетельного повеления шила, включающую наряду с непосредственными поведенческими актами также помыслы, мотивы и вербальное поведение, и сферу монашеской духовной практики буддийской йогической психотехники самадхи.

Раннебуддийские школы. Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной религиозной доктриной. Напротив, учение всячески поощряло индивидуальный духовный поиск.

Следовательно, не удивительно, что со временем возникло множество философско-религиозных школ и течений. Традиционно выделяют три основных направления, или яны колесницы. Хинаяна малая колесница упрощенное толкование Дхармы. Позднее возникло немало школ, носящих это название. Именно о них и пойдт речь в данном разделе. В наше время эта традиция известна как тхеравада путь старших. Махаяна большая колесница оформилась как самостоятельное учение на рубеже 1 тысячелетия н.э. и наряду с другими течениями возникла на основе индуистских верований. В основном традиция распространялась в северных странах, особенно в Китае и Японии.

Ваджраяна алмазная колесница, впитавшая тантрические традиции, получила распространение в Тибете. Не смотря на то, что более поздние школы буддизма заявляют о своей аутентичности учению Гаутамы, наиболее близким к первоисточнику следует считать тексты на языке пали самая древняя и полная коллекция наставлений Будды. В рамках традиции тхеравады представлены концепции, максимально приближенные к оригиналу.

Школа стхавиравадинов. Примерно в 345 г. до н.э. состоялся Второй Всебуддийский Собор, на котором окончательно определился раскол между махасангхиками которые утверждали доминирующее значение монашеского служения и стхавиравадинами, приверженцами консервативных взглядов. Последние являются единственными современными представителями традиции тхеравады. Адепты этого учения утверждали, что Гаутама был простым смертным, и его последователи, архаты, достигали такого же просветления, как и Учитель.

Они практиковали традиционные медитативные техники, сопровождаемые анализом дхарм, и отрицали всяческие спекуляции, связанные с именем Будды. Согласно воззрениям традиционалистов, то, что человек воспринимает на чувственном уровне, является внешним и независимым от восприятия миром. Человеческий опыт не может служить достаточным основанием для далеко идущих выводов о внешних факторах, которые существуют сами по себе. Таким образом, эмпирическое восприятие позволяет лишь констатировать факты и более детально исследовать их в процессе медитации.

Школа сарваставадинов. Эта школа отделилась от учения стхавиравадинов во 2 в. до н.э. Философия учения может быть выражена словами сарвам асти вс существует, утверждающими существование дхарм во временном континууме в настоящем, прошлом и будущем. Когда человек вспоминает эпизод из прошлого, он получает знание в настоящем на основе дхармы, существующей в прошлом.

Таким образом заявлялась сущность феноменов вне зависимости от временной принадлежности на основе этой посылки становится понятным действие кармических законов на низшем уровне проявления, когда причина и следствие сосуществуют в один период времени, хотя и имеют различные режимы проявления. В остальном дальнейшее развитие этой школы осуществлялось в рамках традиции махаяны. Новые концепции были связаны с Колесом Жизни и шестью методами средствами достижения совершенства парамитами. Школа саутрантиков.

Это направление отделилось от предыдущего. Отрицая абхидхарму, практиковавшуюся другими школами, адепты учения не признавали временную тройственность состояний дхармы и заявляли об уникальности последней в каждый момент времени. Согласно этой концепции человек, воспринимая какое-либо явление, фактически имеет дело с конкретным ментальным образом. Даже если допустить вероятность того, что образ вызван уже существующей дхармой, этому нет никаких доказательств соответственно, к моменту появления образа дхарма перестат существовать.

В этой связи возникает концептуальная проблема. Так, если дхармы не имеют временной протяжнности, становится непонятным действие изначального кармического закона. Встат вопрос каким образом то, что более не существует, может влиять на состояние объектасубъекта в настоящем Согласно учению, поступки одухотворяют разум и, соответственно, влияю на то, что случится в будущем. 3.2. Джайнизм.

Возникновение джайнизма. Центральной идеей этого религиозно - философского учения является принцип ахимсы не причинения вреда. Джайнизм главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможность сознания. Джина в буквальном переводе означает победитель. Основателем джайнизма считают Ришабхадеву, а наиболее известными проповедниками его являются Аджитанах, Ариштанемы и Парешнатх. Парешнатх жил за 200 лет до Вардхаманы.

Его ученики называются шветамбарами, а последователи Вардхаманы дигамбарами. Шветамбары отказались от всего, кроме носимой одежды паридхань, а дигамбары отказались даже и от одежды. Вардхамана объединил обе общины сампрадайи, но после его смерти они снова распались. В возрасте 28 лет Вардхамана покинул родительский дом грихатяг. Двенадцать лет строгую катхор отшельническую жизнь. Во время своих скитаний он познакомился с основателем оппозиционной индуистской секты аджавиков Госалой.

Принято считать, что в возрасте 40-42 лет он достиг просветления с тех пор он стал известен как Джина победитель, а его последователей стали называть джинами или джайнами соратниками победителя. После тридцати лет подвижничества Махавира ушл из жизни, прибегнув к добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечке Пава, неподалку от современного города Патна, который стал местом джайнского паломничества. К моменту его смерти джайнская община была весьма многочисленной, причм преобладали женщины-монахи.

В соответствии с традицией монахов поддерживали светские спонсоры. В буддийских книгах грантхах, основателя джайнизма называют также Нигантханатапуттой абсолютно освободившемся. Виды познания. Философы - джайнисты считают, что имеется пять видов познания джняны мати, шрути, авидхи, манах-парьяя и кевала. Мати представляет собой познание, получаемое с помощью непосредственного пратьякша восприятия индрии. Она включает в себя память смрити и сознание людей сангью. Это познание основано на наблюдении и исследовании.

Мати-джняна делится на три вида Ш Знание упалабдхи Ш Память смрити Ш Понимание упайогу Мати - джняна - это познание, полученное посредством индрий и ума. Она постигается после наблюдения или рассмотрения даршаны. Знания, полученные посредством знаков чинхов, символов пратик и слов шабд, носят название шрути-джняна. Мати-джняна дат нам знание в результате контакта санспарши с объектом, а шрути-джняна посредством описания ворнаны его. Шрути-джняна бывает четырх видов Ш Ассоциация лабдхи Ш Внимание бхвана Ш Понимание упайога Ш Ная так называется значимая сторона какой-либо вещи. Авидхи это непосредственное получение знания о вещах, отдаленных во времени и пространстве.

Манах парьяя это знание, приобретнное непосредственно от других людей. При посредстве кевалы, или совершенного знания пурна-джняна, мы познам все вещи васту и их модификации паривартаны. Такое знание возникает лишь в том случае, если душа атма освободилась от всех оков бандхан.

Это знание не поддатся описанию, оно может быть только ощутимо анубхава. Мати, шрути и авидхи способы познания, в которых возможна ошибка, а манах парьяя и кевала не могут быть неправильными. Достоверность познания заключается в его практической эффективности карья - карика. Всякие подлинные знания являются необходимыми знаниями. Недостоверное матхья познание непоследовательно асангати, а достоверное сатья познание последовательно.

Характерная черта недостоверного познания сомнение сандеха. Ошибочное познание возникает из-за пассивности и невнимательности аневадханта. Из восьми способов познания пять правильных и три неправильных. А один способ познания проявляет активность, или действует сакрия в определнное время. Познание называется непосредственным пратьякша, если оно получается немедленно сарасари, и опосредствованным парокша, если оно зависит от какого-либо другого анар вида познания. Мати и шрути относятся к парокше т.е. это опосредствованное познание, а авидхи, манах парьяя и кевала составляют пратьякшу т.е. это непосредственное познание. Мати, или обычное познание, является парокшей, поскольку оно зависит от органов чувств идрий.

В процессе познания какого-либо объекта васту одновременно познашь и самого себя сваян. Если сам не познашь своего собственного бытия, никто другой не сможет дать тебе этого познания. Познание всегда осваивается свангкар самим. Сознание, или чайтанья, является сущностью сармартой дживы.

Чайтанья проявляется посредством восприятия даршаны и понимания. С помощью восприятия подробности кхунтинати не воспринимаются, а посредством понимания джняны они воспринимаются. Восприятие общего садяран без частностей вишешей называется наблюдением, или даршаной. Это наблюдение не дат нам пространных знаний о вещах васту. Даршана имеет несколько ступеней стар Ш На ступени вьянджана аваграха в результате возбуждения периферийные органы чувств индрии приводят субъекта в известную связь с объектом. Ш Затем наступает артха аваграха, на которой сознание чайтанья возбуждается, испытываются ощущения санведана и субъект получает поверхностные знания об объекте.

Ш Когда ум манас стремится познать объект в общем, на этой стадии он получает название иха. Ш На ступени авьяй происходит объединение прошлого и настоящего, получение знаний о данном объекте, не называя его ни иха этот, ни уха тот. Ш Та ступень, на которой мы хотим познать качества вещи, носит название представление дхаране.

На этой ступени в нашем уме складываются впечатления чпаха об объектах, в результате чего мы можем вспомнить позднее данный объект. Последователи джайнизма полагают, что существует две формы познания пранама это познание природы вещей в их отношении к нам. ная это точка зрения, исходя из которой, мы излагаем сво отношение к вещам. Существует семь видов най 1. Найгамная, посредством не познатся природа целеустремлнной жизни. 2. Санграханая, она дат возможность познать общие черты. 3. Вьвахариканная - это такой способ познания, когда мы познам вещи полностью посредством нашего опыта. 4. Риджусутранная такой способ познания, когда учитывается положение вещи в каком-то особом пункте или месте и определнном моменте, причм реальность представляется как явление переходящее. 5. Шабданная это такое суждение, которое исходит из того факта, что каждое название имеет сво собственное значение, причм допускается, что одну и ту же вещь можно объяснить посредством разных наименований, или слов. 6. Санавирудханная такой способ познания, когда значение слова устанавливается на основе смысла их корней. 7. Эвамбхутаная это особая форма суждения, предполагающая, что из многих сторон и форм проявления вещи посредством анализа корня слова понимается только один аспект е, и именно этот аспект, или сторона, является реальным, правильным значением слова, термина.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Условия возникновения и основные направления древнеиндийской философии

Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества. Можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона.… Первая группа это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед, Миманса, Санкхья, Ньяя,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления древнеиндийской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Немного из истории
Немного из истории. Прежде чем приступить к изучению древнеиндийской философии, необходимо познакомиться с е историческими предпосылками. Приблизительно 5000 лет тому назад группа белокожих людей с

Возникновение древнеиндийской философии
Возникновение древнеиндийской философии. Историю философии Индии делят на несколько периодов. Эти деления конечно условные. Основные периоды, заложившие фундамент всей индийской философии это ведий

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги