Философия Владимира Соловьева

Контрольная работа по философии Содержание Краткое вступление 2 Жизненный путь 3 Предшественники 5 Философские взгляды 7 Софиология 10 Философия любви 12 Социально-исторические воззрения 12 Заключение 12 Литература 12 Краткое вступление Фигура Владимира Соловьева является для российской философии в некотором смысле знаковой. В настоящее время существует три подхода к точке зрения на время зарождения русской философии и на имя ее отца-основателя.

Патриотическая славянофильская концепция исходит из того, что русская философия как философия великой нации не могла зародиться слишком поздно, и ее начало относится к XI-XII веку, к трудам митрополита Иллариона и князя Владимира Мономаха. Сторонники социолого-материалистического подхода считают, что регулярная философия зародилась в России XIX века, и ее основателем следует считать Чаадаева.

Однако существует и третий подход, идеалистический и его апологеты утверждают, что первым русским философом был никто иной, как Владимир Соловьев. Можно оспаривать эту точку зрения, но нельзя сбрасывать со счетов значение личности и трудов великого философа для всей русской истории. Вл. Соловьев является практически единственным русским философом, разработавшим действительно системную философию, философию охватывающую большую часть сторон жизни человека, общества и природы. В то же время для современной русской философии творчество Соловьева является своеобразным откровением.

Будучи убежденным и последовательным противником материализма Соловьев долгое время был закрытым для большинства людей, в той или иной мере заинтересованных философией. В связи с этим, думается, было бы не лишним дать краткое жизнеописание этого Человека, действительно с большой буквы.

Жизненный путь

Владимир Соловьев родился 16 января 1853 г. Соловьева, как и у его деда, было это удивительное радостное ощущение ... Д. Соловьев создает собственную философскую систему. После защиты диссертации Вл.

Предшественники

Философия Владимира Соловьева сложилась, как уже ясно, далеко не сразу. Переболев материалистическим увлечением, серьезно переработав ряд труд... Профессор философии Московского университета с 1863 по 1874 г. Он был реальным учителем Вл. Он развивал идею невозможности объяснения устройства мира посредством ...

Философские взгляды

Что можно сказать о Соловьеве как о философе в целом Во-первых, необхо... В идеале Вл. Соловьев мыслил себе такую понятийную систему разума, которая вполне п... Соловьева обладает удивительной особенностью, о которой мы упоминали у... Владимир Соловьев.

Софиология

В России именно Соловьев вводит термин София в свою систему. Современный философский словарь. Во многом идея Софии носит у Соловьева и мистический характер, объясня... София как разумный аспект космосаСофия представляет собой силу, благоу... Именно она как сочетание различных направлений познавательной деятельн...

Философия любви

Развивал эти идеи во многом параллельно Федорову, но значительно более... Рождение, половой раскол, эрос, смерть сцеплены нераздельно, и претенз... Отрицательному аскетизму Федоров противопоставляет творческий процесс,... В творчестве выражается потребность расширения себя за пределы своей п... Мир человека М.

Социально-исторические воззрения

Социально-исторические воззрения. Но эта же диссертация подвергла уничтожающей критике все системы разум... Поэтому, с его точки зрения, исторический прогресс есть и сплошное ста... Вл. Соловьев развил это утверждения гораздо шире, доказав, что разрушение ...

Заключение

Заключение Личность Вл. Соловьева - большая, глубокая, широкая, даже величественная, хотя в тоже время до чрезвычайности запутанная и порой кажется противоречивой.

Но цельное всегда кажется противоречивым, если рассматривать его с позиций множественности. Но во всей этой сложности, изучение которой не может не стать делом многих, была одна простейшая, невиннейшая и наивнейшая особенность. Это неугомонное стремление бороться с нелепостями и язвами окружающей жизни. Эту устремленность души его к Добру просто нельзя не увидеть.

Это сильнее всего, что есть в нем и создано им. Из этого вечного ощущения неудовлетворенности и стремления преодолевать несовершенства окружающей жизни сама собой вытекает еще одна идея, которую можно с полным правом считать для Вл. Соловьева окончательной, итоговой и заключительной. Это то, что можно назвать философией конца. В своих ранних научных трудах он изображает концы всех философских односторонностей. Затем - острейшее ощущение конца византийско-московского православия и рвется к то у, чтобы при помощи римской католической церкви преобразовать восточную церковь.

В 1891г. его работа Об упадке средневекового мировоззрения тоже наполнена чувством катастрофизма по отношению к традиционному православию. Он настолько низко оценивал традиционную и бытовую религию, что однажды в беседе с Е.Н. Трубецким выразил желание объединить всех неверующих против верующих. Неудивительно поэтому, что и в самом конце своей жизни он заговорил и конце всей человеческой истории и о пришествии антихриста.

И если его мировоззрение всегда было интимно связано с его личностью, то особенно здесь эта связь оказалась наиболее глубокой и ощутимой. В 1900 г. Вл. Соловьев умирал от неизлечимых болезней и человечество, по его мнению, в те времена тоже умирало и тоже от неизлечимых болезней, которые он научился распознавать вопреки своему былому историческому оптимизму. Это ощущение конца особенно явно в последней его книге Три разговора. Е.Н. Трубецкой пишет по этому поводу Что-то оборвалось в Соловьеве когда он задумал эту книгу ее мог написать только человек, всем существом своим предваривший как свой, так и всеобщий конец.

Только не надо думать, что Вл. Соловьев резко встал на позиции безнадежного нигилизма, отрицая всякое развитие вперед. Наоборот, даже если конец дела означал его неудачу, то этот же конец означал и необходимость чего-то нового. Именно по этому Е.Н. Трубецкой пишет практический вывод из философии конца не есть покой, а творческая деятельность.

Пока мир не совершился, человек должен всем своим существом содействовать его совершению. Чтобы осуществлялась в нас целостная мысль, мы должны предвосхищать ее в мысли, вдохновляться ею в подъеме творческого воображения и чувства и, наконец, готовить для нее себя самих и окружающий мир подвигом нашей воли. В завершение приведем последнюю цитату, характеризующую не только человека или человечество, но и самого Вл. Соловьева Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением, или видимостью.

Человек есть вместе и божество, и ничтожество. Соловьев Вл. С. Чтения о Богочеловечестве. Феномен человека Антология. С. 63.

Литература

Литература 1. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М 1983. 2. Лосский Н.О. История русской философии. М. Советский писатель, 1991. 480 с. 3. Малышевский А.Ф. Мир человека М. Просвещение, 1994. 4. Мир философии Книга для чтения.

Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М. Политиздат, 1991. 624 с. 5. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев. Учение о природе философского знания. Вопросы философии, 1982, 6. 6. Современный философский словарь. Под ред. д.ф.н проф. В.Е. Кемерова. 1996. 608 с. 7. Соловьев Вл. С. Сочинения. Т. 1-2. М 1988. 8. Трубецкой Е. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. Т. 1-2. М 1913. 9. Феномен человека Антология. Сост вступ. ст. П.С. Гуревича. М. Высшая школа, 1993. 349 с. 10. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М. Советская энциклопедия, 1989. 815 с.