рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Противоречие между методом и системой в философии Гегеля

Противоречие между методом и системой в философии Гегеля - раздел Философия, Философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха Противоречие Между Методом И Системой В Философии Гегеля. Всякое Развитие Про...

Противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме утверждение, или полагание тезис, отрицание этого утверждения антитезис и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей синтез. В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых.

Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого Гегель.

Соч. М 1959. Т.4. С. 2 В Науке логики 1812-16 Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь.

При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое.

Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея Гегель. Соч. М Л 1929. Т.1. С. 340 Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии отрицательность, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия.

Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута.

Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина. Антропологический материализм Л. Фейербаха. В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Он писал Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах природа и человек.

С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог - мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное.

Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек Фейербах Л. Сущность религии Избранные философские произведения. М 1955. Т. 2. С.515 Ф. Энгельс писал о сочинении Фейербаха Сущность христианства Природа всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

С прил. К. Маркс. Тезисы о Фейербахе М. Политиздат, 1985. С.27 Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо.

Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого Я. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом.

Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.

Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие объект.

По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, Ты. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом.

Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям. Значение философских трудов Гегеля и Фейербаха. Гегелевский диалектический метод носил революционный характер, тогда как система Гегеля, предполагающая достижение абсолютной истины, оказалась консервативной. Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени.

До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе-ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения абсолютного духа. Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта. Список использованной литературы 1. Мир философии. Ч.1,2 М. Политиздат, 1991. 2. Введение в философию Учебник для вузов.

Ч.1 Под общ. ред. И.Т.Фролова М. Политиздат, 1989. 3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил. К. Маркс. Тезисы о Фейербахе М. Политиздат, 1985. 4. Советский энциклопедический словарь Гл. ред. А. М. Прохоров 4-е изд М. Сов. энциклопедия, 1986.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха

Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма.Видным представителем немецкого идеализма был Гегель 1770-1831.… Последователем Гегеля первоначально был Фейербах 1804-1872, но затем 1839 году… В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Противоречие между методом и системой в философии Гегеля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объективно-идеалистический характер философии Гегеля
Объективно-идеалистический характер философии Гегеля. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и чел

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги