рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Декарт как представитель рационализма

Работа сделанна в 2001 году

Декарт как представитель рационализма - Контрольная Работа, раздел Философия, - 2001 год - Философия Нового времени Декарт Как Представитель Рационализма. Рационализм Ratio - Разум Как Ц...

Декарт как представитель рационализма.

Рационализм ratio - разум как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате торжества разума - развития математики и естествознания. Тем не менее, его истоки можно найти еще в древне греческой философии, например, еще Парменид различал знание по истине полученное посредством разума и знание по мнению полученное в результате чувственного восприятия. Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку.

Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания, рационализм пытался решить вопрос о том, как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма Декарт, Спиноза, Лейбниц утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности.

Так, например, к основному тезису сенсуалистов нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах рационалист Лейбниц добавляет Кроме самого разума. Принижение роли чувств и ощущений восприятия, в форме которого реализуется связь с миром, влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать генетическим кодом, передаваемым от поколения к поколению.

С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений задатков мышления. Декарт Renatus Cartesius Decartes - французский философ и математик, являясь одним из основоположников новой философии, основатель картезианства, был глубоко убежден, что на истину натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ. При этом он отталкивался от принципа очевидности, при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного света разума. Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру например, обычаи, как традиционные формы передачи знаний. Великий философ, предложивший свою систему координат в математике декартова прямоугольная система координат предложил и точку отсчета для общественного сознания.

По Декарту научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до сих пор до него оно было лишь собранием случайных истин.

Незыблемым основанием точкой отсчета такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение своеобразная истина в последней инстанции. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение мыслю, следовательно, существую cogito ergo sum. Этот аргумент предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого над чувственным, не просто принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить собственно мыслящего.

Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии, т.к. истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления все смутные идеи - продукт человека, а поэтому ложны все ясные идеи идут от Бога, следовательно, истинны. И здесь у Декарта возникает метафизический круг существование всякой реальности в том числе и Бога удостоверяется через самосознание, которое значимость выводов этого сознания обеспечивается опять-таки Богом. Самое первое достоверное суждение основа основ, истина в последней инстанции по Декарту - Cogito - мыслящая субстанция.

Она открыта нам непосредственно в отличие от материальной субстанции, которая открыта нам опосредованно через ощущения. Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле подобной субстанцией может быть только Бог, который вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются.

Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего- то другого и стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам Таким образом, среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.

Материя по Декарту делима до бесконечности атомов и пустоты не существует, а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной протяженностью, таким образом, оказалось возможным изучение природы представить как процесс ее конструирования как, например, геометрические объекты. Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот вариант мира научный равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте, т.к. это Бог является конструктором всего сущего, и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и этим научным вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает различие между естественным и искусственным.

Растение такой же равноправный механизм, как и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения, насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного человека. Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума - кибернетику Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой. Таким образом, если мир - механизм, а наука о нем - механика, то процесс познания есть конструирование определенного варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме.

В качестве инструмента Декарт предложил свой метод, в основу которого легли следующие правила начинать с простого и очевидного путем дедукции получать более сложные высказывания действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена непрерывность цепи умозаключений для чего нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них. Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил только те определения, которые укладываются в математические определения протяжение величина, фигура, движение.

Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок.

Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие души как посредника между неделимым умом духом и делимым телом. Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для познавания конструирования и использования человеком.

Но при этом возникла серьезная проблема - связь души и тела, а раз все есть суть механизмы, Декарт попытался решить ее механистически в шишковидной железе где находится вместилище души по Декарту механические воздействия, передаваемые органами чувств, достигают сознания.

Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые пока они не освещены светом разума порождают заблуждения разума отсюда и злые поступки. Источником заблуждения служит не разум, а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает ясным т.е. боговым сознанием. 2.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия Нового времени

Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI - начале… С середины XVII века 1640-1688 буржуазная революция развертывается в Англии,… Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Декарт как представитель рационализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии Нового времени
Предмет философии Нового времени. Предметом философии является всеобщие свойства и связи отношения действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и су

Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм
Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм. Логика, методология и методы научного познания. Для научного познания характерно наличие двух уровней эмпирического и теоретического. Пытаться реши

Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени
Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени. Со времен первых античных философов до наших дней развитие науки как особого вида познания окружающего мира было неразр

Бэкон как представитель эмпиризма
Бэкон как представитель эмпиризма. Фрэнсис Бэкон 1561-1626 считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги