Экзистенциализм в дискурсе Ж.П. Сартра

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет менеджмента финансов и государственного управления РЕФЕРАТ По курсу философии Тема Экзистенциализм в дискурсе Ж.П. Сартра Выполнил студент II курса Каменев О.В. Преподаватель д.ф.н профессор Гиренок Ф.И. Москва 2001 Оглавление Картография родословной 3 Две разновидности 5 Субъективизм и Ответственность человека 7 Тревога, Заброшенность и Отчаяние 8 Экзистенциализм - противоположность Квиетизму 10 Гуманизм в терминах Экзистенциализма Сартра 11 Заключение 12 Список литературы 13 Картография родословной Жан Поль Сартр родился 21 июня 1905 г. в Париже.

Его отец, Жан-Батист Сартр - морской офицер. В 1904 году, в Шербурге, уже подточенный тропической лихорадкой он познакомился с Анн-Мари Швейцер - матерью Жан-Поля. Девушкой, которую родители научили скучать, держаться прямо и шить. Все свое детство она просидела на стуле.

Была хороша собой, но от нее постарались это скрыть. Жан-Батист, окрутил эту заброшенную долговязую девушку, женился на ней, в два счета наградил ребенком и сделал попытку умыть руки, отойдя в иной мир. Сартр Ж.П. Слова. М 2000 с.13 Оказалось, это не так просто. Малярия развивалась не спеша временами наступало улучшение. Бдения и заботы о муже подорвали силы Анн-Мари, предпочитавшей долг утехам. У нее пропало молоко, и Жан-Поль был отдан кормилице, жившей по соседству.

И чуть было не отправился на тот свет от энтерита. Одинокая двадцатилетняя Анн-Мари разрывалась между двумя умирающими. Ее брак по рассудку обернулся болезнью и трауром. Там же с. 14. После смерти отца Анн-Мари с сыном разом очнулись от наваждения. Жан-Поль выздоровел. Вернувшись в отчий дом с младенцем на руках, Анн-Мари взвалила на свои плечи хозяйство. Смерть Жан-Батиста сыграла величайшую роль в моей жизни она вторично поработила мою мать, а мне предоставила свободу.

Там же с. 17. Семью Сартра коснулся медленный процесс дехристианизации, который зародился в среде высокопоставленной вольтерьянской буржуазии, и по прошествии столетия охватил все слои общества. В нашей семье все были верующими из приличия. Там же с. 112. Христианская религия проявляла огромную терпимость. В хорошем обществе в Бога верили, чтобы о нем не говорить. Там же с. 113 Можно не ходить к мессе, а детей венчать по церковному обряду. От христианина не требовалось ни вести безгрешную жизнь, ни умирать. В нашей семье вера была всего лишь титулом одомашненной французской свободы.

Католик по бумагам, я был свободен, я был такой, как все. Вырастет говорили родные поступит, как ему вздумается.11 Там же с.114. И поступил. В привилегированное учебное заведение Эколь Нормаль. Отслужив положенный срок в армии, Сартр преподает философию в лицее в Гавре. В 1933 1934 гг находясь на стажировке в Берлине, он знакомится с феноменологией Эдмунда Гуссерля и получает представление об экзистенциализме Мартина Хайдеггера.

Уже первые работы Сартра показывали, в каком направлении он намеревался развивать феноменологию Гуссерля. В Трансцендентности Эго 1934, Воображении 1936, Эскизе теории эмоций 1939, Воображаемом 1940 Сартр подвергает критике трансцендентальный идеализм и развивает учение о ничем не детерминированном, спонтанном творчестве экзистенции. Сартр отрицает применимость научных методов при исследовании человеческой психики, критикует натурализм в психологии включая и психоаналитическое учение о бессознательном.

В романе Тошнота 1938 и в сборнике рассказов Стена 1939 уже присутствуют отдельные тезисы экзистенциализма Сартра. Работу над фундаментальным трактатом Бытие и ничто прервала война. Сартр был мобилизован и после полугода участия в войне попал в плен. Симулировав заболевание, он вышел из лагеря и начал преподавать философию в парижском лицее.

Принимал участие в движении Сопротивления. В 1943 году Сартр завершает работу над трактатом Бытие и ничто и у него складывается целостная концепция человеческого существования. За ним последовали пьеса-притча Мухи, незавершенная тетралогия Дороги свободы, автобиографический роман Слова 1960. В последние годы жизни Сартр становится бесспорным лидером интеллектуального Парижа и погружается в политическую деятельность. В 1964 году писатель отказывается от присужденной ему Нобелевской премии, считая официальное признание слишком буржуазным.

На основе предложенного в Бытии и ничто метода экзистенциального психоанализа Сартр пишет исследования о творчестве Бодлера, Жене, Флобера. Ж.П. Сартр умер 15 апреля 1980 г. Многие его работы остались незаконченными, и вышли уже после смерти автора. Две разновидности Некоторая сложность в определении экзистенциализма состоит в том, что существует две разновидности экзистенциалистов во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым Сартр относит Ясперса отвергавшего догматическое богословие, теистический экзистенциализм которого непосредственно связан с христианским вероисповеданием.

И исповедующего католицизм Габриэля Марселя. Во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер, отвергающий экзистенциализм как метафизическое и субъективистское учение. И к которым относит себя сам Сартр. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности. Что нужно исходить из субъекта. Вот есть предмет, изготовленный руками человека.

Например, нож для разрезания бумаги. Он был сделан ремесленником, который при его изготовлении руководствовался определенным понятием. А именно понятием ножа. А также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который изготовил бы этот нож, не зная, зачем он нужен.

Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, предшествует его существованию. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию. Когда мы представляем себе Бога-творца, то этот Бог по большей части уподобляется своего рода ремесленнику высшего порядка. Таким образом, понятие человек в божественном разуме аналогично понятию нож в разуме ремесленника.

И Бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога. Но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею можно встретить у Дидро, Вольтера и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой. Эта природа, являющаяся человеческим понятием, имеется у всех людей. Каждый отдельный человек лишь частный случай общего понятия человек.

У Канта из этой общности вытекает, что житель лесов естественный человек, и буржуа обладают одними и теми же основными качествами. Следовательно, и здесь сущность человека предшествует его существованию, которое мы находим в природе. Атеистический экзистенциализм Сартра учит, что если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности. Бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и эти бытием является человек.

Или человеческая реальность. Существование предшествует сущности - это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально собой ничего не представляет. Человеком он становится лишь в последствии, причем таким, каким он себя сам сделает. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал.

Человек просто существует. И он не только такой, каким себя представляет, но такой каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя и проявляет волю уже после того как начинает существовать, то первым принципом экзистенциализма Сартра является утверждение, что Человек это то, что он сделает из себя сам.

Субъективизм и Ответственность человека

Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознательно себя в... 326. И ему все дозволенно. У него нет оправданий и нет извинений. Что касается отчаяния, то этот термин означает, что мы будем принимать...

Экзистенциализм - противоположность Квиетизму

Данные тезисы внушают ужас некоторым несостоявшимся и слабым людям. Ф. Все тебе скучно. А через некоторое время жизнь ставит вопрос Ну и что Оглядываешься, а ... Зачем говорить, что Расин мог бы написать еще одну трагедию, если он е...

Гуманизм в терминах Экзистенциализма Сартра

Гуманизм в терминах Экзистенциализма Сартра. Такой гуманизм Сартр отбрасывает, называя его абсурдным. Ибо нельзя пр... Человек может существовать только преследуя трансцендентные цели. Реализовывать себя человек может не путем погружения в самого себя, но... 344.

Заключение

Заключение Экзистенциализм говорит Сартр, это нечто иное, чем попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние.

Экзистенциализм это не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что Бога не существует. Скорее он заявляет следующее даже если бы Бог и существовал, то это ничего бы не изменило. Человек должен обрести себя и убедиться в том, что ничто не может спасти его от себя самого. И в этом смысле экзистенциализм это оптимизм, учение о действии

Список литературы

Список литературы 1. Ж.П. Сартр Экзистенциализм это гуманизм М 1989 2. Ж.П. Сартр Слова М 2000 г. 3. Ж.П. Сартр Тошнота М 1999 г.