рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Метафизическая доктрина Фомы Аквинского

Работа сделанна в 2002 году

Метафизическая доктрина Фомы Аквинского - Контрольная Работа, раздел Философия, - 2002 год - Министерство Образования Российской Федерации Сургутский Государственный Уни...

Министерство образования Российской Федерации Сургутский государственный университет Экономический факультет Кафедра философии Контрольная работа по философии. На тему Метафизическая доктрина Фомы Аквината возвращение к Аристотелю.Выполнил студент I курса экономического факультета гр.Э-322Т Славов Павел Трифонович Проверил доцент Исаев Александр Александрович Сургут 2002г. План 1. Фома Аквинский. Биография. 2. Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского. 3. Метафизическая теория бытия. 4. Заключение. 1. Фома Аквинский Биография Фома Аквинский Тома Д Аквинс 1225-1274, самый известный философ и теолог средневековья, один из основателей доктрины социальной справедливости.

Его учение томизм признано официальной и единственно правильной философией католизма. Сумма теологии 1266-1. Экономическая деятельность не должна расходиться с христианской моралью, а подчинятся ей. 2. Теория справедливой цены - цена должна устанавливаться в зависимости от затрат труда и от общественного и материального положения производителя.

Таким образом, один и тот же товар может продаваться по разным ценам. 3. Теория справедливой заработной платы. Е величина должна позволять работнику и его семье жить в соответствии с занимаемым социальным положением, т.е. за один и тот же труд зарплата может быть различной. Родиной Фомы была Италия.

Родился в конце 1225г. или начале 1226 г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать, Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. На 5-ом году жизни Фому определяют учиться в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино, где он проводит около 9-ти лет, проходя классическую школу, из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Совершив пострижение в монахи он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Здесь было решено послать его в Парижский университет, являвшийся в то время центром католической мысли.

На пути к Парижу он был схвачен группой всадников - его братьями и был возвращен в отцовский замок и здесь в профилактических целях был заключен в башню, в которой находился свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пытается заставить сына отказаться от принятого решения. Но видя, что он не приклонен, смирилась и 1245 г. он отправился в Париж. Во время пребывания в Парижском университете 1245-1248 г.г. он слушал лекции своего учителя Альберта Больштедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома 4-е года провел так же в Кльнском университете, во время занятий Фома не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги его прозвали Немым Быком. В 1252г. он возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259г. Здесь же выходит ряд его теологических трудов, комментариев к Священному писанию, он начинает работу над Философской суммой.

В 1259г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, пребывание в котором длилось до 1268г. Появление Фомы при папском дворе не было случайным.

Римская курия усмотрела в нем человека, который должен был совершить важный для церкви труд, а именно дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже Философскую сумму 1259-1269 г.г пишет труды, так же приступает к работе над главным трудом своей жизни - Теологическая сумма.

Осенью 1269г. по указанию римской курии Фома отправляется в Париж, ведет ожесточенную борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, а также полемику против консервативных католических теологов, желавших по-прежнему придерживаться только принципов августинизма. В этом споре он занял собственную позицию, выступив как против тех, так и других. Августинцев он упрекал за консерватизм и неприятие новых идей. Философские взгляды аверроистов подрывали основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

В 1272 г. Фома был возвращен в Италию. Он преподает теологию в Неаполе, где продолжает работу над Теологической суммой, которую заканчивает в 1273г. Фома - автор и ряда других произведений, а также комментариев к сочинениям Аристотеля и других философов. Спустя 2-а года Аквинский покидает Неаполь, чтобы принять участие в созванном папой Григорием X соборе, происходившем в Лионе. Во время поездки он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.

После смерти ему был присвоен титул ангельский доктор. В 1323г во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым учителем церкви. Наиболее важными трудами Фомы Аквинского являются учебники по теологии Сумма теологииSumma theologiae и Сумма истины католической веры против язычниковSumma de veritate catholicae fidei contra Gentiles.

Первый труд был предназначен для преподавания в школах, второй в помощь христианским миссионерам. В дополнение к этим объемным и быстро написанным работам он создал много трудов философского и теологического содержания. Среди них комментарии к Библии, О правлении князей De regime principum и Спорные вопросыQuaestiones Disputatae de veritate, которые поднимали проблемы зла, истины, души и так далее. 2.

Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского

Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никако... Именно таким был аристотелизм, хотя он и не был материалистическим нап... Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина causa ... Начатая папством идеологическая борьба против интереса интеллектуальны... 3.

Метафизическая теория бытия

Томизм признает существование материального мира независимо от субъект... В толковании Фомы Аквинского реально существуют лишь единичные вещи, с... Правда, Аквинат также считал, что общее, или форма, содержится в едини... Он различает в субстанциях 3-и рода форм, или универсалий 1 универсали... Речь шла о том, чтобы, с одной стороны, доказать безусловную зависимос...

Заключение

Заключение. В толковании Фомы аристотелевская sophia как наука о первоосновах материального бытия утрачивает свой естественный, светский характер, подвергнувшись полной теологизации. Аквинат отрывает, изолирует ее от ее генеалогического древа, т.е. от empeiria, tecnhй, epistemй.

В его интерпретации она превращается в мудрость sapientia саму в себе, становится учением о первой причине, независимым от всякого иного знания. Ее основной идеей является не познание действительности и управляющих ею законов, а познание абсолютного бытия, обнаружение в нем следов Бога. Аристотелевское понятие sophia Фома практически отождествляет с теологией. В результате человеческое стремление к познанию оказывается перенесенным из земной, объективной реальности в сверхъестественный, иррациональный мир. Созерцание Бога вместо познания главных основ объективной действительности - вот сущность толкования Фомой аристотелевского понятия науки применительно к нуждам церкви.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди разнообразных схоластических течений. Лишь с XIV века томизм становится официальной философией католической церкви. Но бурный расцвет человеческой мысли в эпоху Ренессанса задвинул философию томизма в духовные семинарии и в орденские школы.

Эта философия вышла из-за стен монастырей лишь в конце XIX века. Непосредственным толчком к ее возрождению явилась изданная в 1879 г. папой Львом XIII энциклика Aeterni Patris, которая рекомендовала философию Фомы как доктрину, наиболее соответствующую потребностям общественной ситуации и в наилучшей степени выражающей дух католицизма. Но основными причинами возрождения томизма безусловно явились стремительное развитие капитализма, усиление рабочих движений, развитие исторического материализма и появление в лоне самой церкви неортодоксальных течений например, модернизма.

По указанию Льва XIII были также сделаны переводы трудов Фомы Аквинского на современные языки. По инициативе папы в Риме создается Академия св. Фомы, в Лувене - Высший философский институт, который стал международным центром неотомизма. Неотомизм становится теологической формой современного объективного идеализма. Объективно-идеалистической философией признается независимый от субъекта внешний мир. Неотомизм претендует на то, что он является третьим путем в философии, стоящим выше идеализма и материализма. С точки зрения неотомизма быть объективно-реальным совсем не значит быть материальным, объективно существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно.

Именно реально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов, первичным. Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции т.е. самостоятельного бытия, охватывается нематериальным бытием.

Как то общее, что имеется в материальных и нематериальных предметах, бытие составляет единство мира. За конкретными же материальными и нематериальными предметами лежит чистое бытие, духовная основа всего - Бог. Он бытие всех вещей поскольку каждая существует единственно через его бытие, но не в смысле существования, а как причина их частного бытия. Существование есть воплощение сущности в действительность, а все сущности содержатся изначально в божественном разуме как отражение его природы.

Вопрос о соотношении Бога и сотворенного бытия вещей для неотомизма довольно труден. Ведь признать у них единую природу - допустить кощунство если же утверждать, что их природа разная, то на основе знания об объективном мире нельзя ничего заключить о бытии Бога, доказать его существование. Решение этой проблемы неотомисты видят в существовании аналогии между Богом и миром конкретных предметов. Значительное место в неотомизме занимает истолкование современных естественнонаучных теорий.

Начиная с начала XX века неотомизм переходит к признанию эволюционной теории при условии ее телеологизации. Отождествляя понятие информация с формой вещей, с одной стороны, и с сообщением, действием цели - с другой, современные телеологи утверждают, что наука сама, оказывается, возвращается к Аристотелю и Аквинату, открыв, что организация, структура вещей есть информация. Рассуждения о всеобщих циклах регуляции, обратных связях в самом фундаменте материи определяется как кибернетическое доказательство бытия Бога. Неосхоласты видят в синтропических процессах, связанных с уменьшением энтропии, обратном течении времени при распаде элементарных частиц и в морфогенезе организмов проявление божественной целенаправленности в природе.

Сомнение в познаваемости мира, с точки зрения неотомизма, недопустимо, оно расшатывает основы философии и знания. Мы познаем не только явления, но и реальность как таковую. Однако объектом познания оказывается не сама материальная вещь, а ее имматериальная форма.

В процессе ощущения внешние вещи входят в соприкосновение с душой и становятся действительными объектами познания, но уже как лишенные материи. Активность мышления есть проявление проникающего в человеческий разум божественного света. Этот свет мышление передает естественным путем образам чувственных объектов, освещая теперь уже своим активным светом общее и существенное. Характеристика истины превращается во взаимосоответствие интеллекта и вещей, которое может образовывать истины двух видов онтологическую - соответствие вещи мыслям, и логическую - соответствие человеческой мысли вещам, приближенное, частичное знание о истине бытия.

В теологическом духе решается вопрос абсолютной и относительной истин как соотношения божественного и человеческого разумов. Неотомизм метафизически разрывает и взаимопротивопостовляет абсолютное и относительное. Философия - мост, который должен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией.

Если теология сходит с небес на землю, то философия от земного поднимается к божественному, и в конце концов придет к тем же выводам, что и теология. Философию последователи Фомы подразделяют на метафизику онтологию и философию природы. Объект первой - чистое бытие. Эта часть философии не зависит от наук, но должна использовать их как свои инструменты. Философия природы - это промежуточная наука между метафизикой и естествознанием, изучающая то, что присуще материи как таковой, ее всеобщие характеристики, тогда как естественные науки исследуют конечные, относительные свойства материальных тел. Непосредственным же предметом анализа в философии природы служит система категорий, в которых отражены общие стороны действительности.

Философские и естественнонаучные понятия должны быть четко разделены. В завершении хотелось бы заметить, что в настоящее время неотомизм продолжает развиваться, включая в себя отдельные положения экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и других течений современного идеализма.

Список используемой литературы. 1. httpwww.heiligenlexikon.de 2. httpu-pereslavl.botik.ru 3. История философии.

– Конец работы –

Используемые теги: Метафизическая, Доктрина, Фомы, Аквинского0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Метафизическая доктрина Фомы Аквинского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Фома Аквинский (Аквинат) "Государство и право"
Эта эпоха породила Альберта Великого, Бонавентуры, Рожера Бэкона, Александра Гэльского и других ученых, создавших мыслтельную культуру зрелой… В возрасте пяти лет он был послан в бенедиктинский монастырь Монте-Кассино. В… Однако заточение не смогло изменить решения Фомы и родителям пришлось смирится с этим. Далее Фома учится некоторое…

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы Аквинского
Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том… Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных… Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня…

Фома Аквинский. Система взглядов
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейс- кое посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными… В 1245 г. изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в… Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя- занное с крестовыми походами, знакомство с…

Фома Аквинский (древний философ)
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло… Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства,…

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства бытия бога у Фомы Аквинского
Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том… Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных… Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в…

ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
На сайте allrefs.net читайте: "ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО"

Фома Аквинский
Более определяющим для биографии Фомы является интеллектуальный климат эпохи и участие Фомы в мировоззренческих дискуссиях этого времени, времени… Жизненный путь Фомы был недолгим и описание его легко умещается в несколько… В 1239-1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить домниканский орден.…

Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики
Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития: 1)… Это происходит благодаря арабскому нашествию. Через покоренную… К ХШ веку в Европе уже появилось несколько университетских центров. Университеты были в Болонье, Падуе, Тулузе, а…

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы Аквинского
Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том… Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных… Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня…

Проблема гармонии веры и разума. Вопросы доказательства и бытия бога у Фомы Аквинского
Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том… Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных… Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам