Типы государственного устройства

Типы государственного устройства. Анализируя различные типы государств, а именно тимократию, олигархию, демократию и тиранию, Платон заостряет внимание читателя на том, какие желания обуревают людьми при том или ином строе.

По Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства он Платон усматривает прямое соответствие Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. Краснодар, 1994. Ч. II. С. 46 Прежде чем сформировать свой идеал общественного устроения Платон, представляет нам, четыре типа государства, которые он считает порочными.

Автор последовательно рассматривает существующие типы государств, выделяя положительные и отрицательные стороны каждого типа. Идеальное государство вырождается из-за господства корыстных интересов, обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания корыстных интересов в их строе, причем он также описывает и тип личности гражданина свойственный данному устройству.

Каждый из типов, критикуемых Платоном государств, не могут стать хорошими, потому что в них всегда будет сохраняться раздор, пропасть между богатыми и бедными. Афинский философ пишет Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу одно государство богатых, другое бедных Платон. Государство С. 171 Идеальному государству по Платону соответствует аристократическое государственное устройство.

Тимократия Утрата нравственного совершенства привела к появлению неправильных видов правления. Сначала возникает тимократия от тиме честь, вместо разумного начала господствует ярость, вместо философов - воины. Возникает частная собственность, свободных людей обращают в рабов Спарта. Его главное бедствие - бесконечные войны. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты совершенного строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.

Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и при участии жен спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. Тимократический человек по Платону ценит образование и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами такой человек жесток, хотя их не презирает, так как достаточно воспитан. В обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен будучи властолюбив и честолюбив, он считает, что основанием власти должны быть не умение говорить или что-нибудь подобное, но военные подвиги и вообще все военное, потому-то он любит гимнастику и охоту Там же, С. 303 Тимократический человек все больше внимания уделяет не внутренним качествам души, а внешнему блеску, что неизбежно приводит к соперничеству и интригам, которые ослабляют государство.

Олигархия Олигархия это государственное устройство, преисполненное множества зол Там же, С. 298 Завоевания увеличивают богатства частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей.

Обогатившись, частные люди начинают искать, на что бы им его богатство употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними Там же, С. 304 В олигархическом государстве не выполняется основной принцип справедливого общества, когда каждый член общества выполняет только одно свое дело. При олигархии, наоборот, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами и земледелием, и ремеслами, и войском во-вторых, право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек Асмус В.Ф. История античной философии.

М. Высшая школа, 1965. С. 175 Однако, как и при аристократии, олигария это власть немногих, но основным принципом здесь является не достоинство, а богатство.

Для олигархического человека честолюбие уступает место сребролюбию. Все, что не способствует стяжательству и накоплению богатств, считается второстепенным. Стоящие у власти богачи не охраняют нравственность своих подданных и даже поощряют распущенность среди молодых людей, чтобы самим стать еще богаче и могущественнее Платон. Государство С. 310 Демократия Со временем, по утверждению Платона, олигархия перерождается в демократию. И происходит это вследствие непрекращающейся борьбы между классами.

В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. Платон пишет Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию Там же, С. 312 усиливается раскол богатых и бедных.

Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением каждый получает возможность заниматься тем, чем ему заблагорассудится, избираясь на ту или иную должность. Главный недостаток демократии - уравнение людей разного достоинства, некомпетентность, капризность, воля случая. Демократический человек. При демократии, в отличие от предыдущего строя, образуются три класса населения - богачи, народ и трутни.

Последние уже были при олигархии, но там они не пользовались уважением, поскольку не преумножали своего богатства. В демократическом же государстве, говорит Платон, они занимают чуть ли не все государственные посты, потому что на эти должности избираются, как правило, не те, кто имеет способности к тому или иному виду деятельности, а те, кто умеет производить впечатление на толпу. Самое большое обвинение против демократии для Платона состоит в том, что в жизни демократического человека нет порядка такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию Так как в жизни такого человека нет необходимости, он сам считает ее приятной, вольной и блаженной Там же, С. 317 Тирания Из демократии вырастает ее продолжение и противоположность - тирания Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется победой в неразбавленном виде Там же, С. 318 Платон считает тиранию наихудшей из форм правления, там царит беззаконие, доносительство, уничтожение противников.

Воспользовавшись избытком свободы и беспорядком, к власти приходит тиран.

Продолжая укреплять свою власть, он вынужден уничтожать всех, кто мог бы ему перечить. Зачастую это лучшие граждане страны. Репрессии и происходящее при этом оскудение казны, приводят к росту недовольства среди народа. В результате, ради сохранения своей власти тирану приходится усилить гонения на недовольных, а также вести бесконечные войны с соседями для того, чтобы отвлечь население страны от внутренних проблем.

В конечном счете, тиран, боясь и внутренних, и внешних врагов, окружает себя наемниками и льстецами. Жизнь тиранического человека переполнена животными страстями и страхами. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. На первый план выходит удовлетворение своих желаний, не сдерживаемое более традицией, моралью, убеждениями. Сильнейший здесь всегда прав. Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному строю правлению мудрых.

Заключение Благими намерениями вымощена дорога в ад. пословица. Государство, по Платону, представляет собой жанр утопии, т.е. несбыточных проектов. Платон чувствует, что греческая цивилизация клонится к упадку. Смириться с этим он не мог, а выход ему представлялся только в форме возврата к прошлому. Его представления об аристократическом правлении философов и стражей - воспоминание о родовой аристократии, о героических временах.

Оттуда идеи единства и общности имущества. Впоследствии его идеи, касающиеся построения идеального государства, легли в основу произведения Т. Мора Утопия, а в литературе в основу антиутопий Дж. Оруэлла, Е. Замятина, О.Хаксли и др. Но в этой утопии есть и положительная черта. С редкой ясностью Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

Против этого трудно возразить. Ведь только так можно получить наибольшую отдачу от каждого гражданина. В современном обществе часто приходится наблюдать, как люди не могут реализовать себя на работе, потому что не имеют возможности занять должность, которая бы полнее соответствовала их способностям. В то же время другие люди беспрестанно меняют род занятий, не принося обществу той пользы, которую бы могли принести, занимаясь тем, что у них получается лучше.

И понятно, что если такой род занятий определен для каждого человека, то любая смена рода деятельности для этих людей влечет за собой уменьшение эффективности их труда, так как это будет переход от лучшего к худшему. Политическая теория Платона содержала в зародыше весь спектр будущей европейской политической мысли. И самое важно, что можно дополнить к роли Платона в мировой философии это высказывание, которое сделал Уайтхед Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону Уайтхед А. Н. Процесс и реальность.

Уайтхед А. Н. Избранные работы. С. 13