Принципы построения идеального государства

Принципы построения идеального государства. Справедливость одно из центральнейших понятий при построении модели идеального государства. Не случайно Платон начинает свое произведение с формальной постановки вопроса о справедливости.

Понятие справедливости является в политических взглядах Платона критерием идеальности государства, или его тождественности своей идее сословное государство, возможно, поэтому во главу своего идеального государства Платон ставит философов, единственных из людей, способных созерцать высшую идею. Не менее важным принципом идеального государства Платон считает избегание всяческих новшеств, так как любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его нельзя улучшить идеальное. Функция охраны идеального строя возлагается на философов.

Именно деятельность правителей-философов должна обеспечивать неизменность существования идеального государства. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь идеального государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. Рассматривая теологический аспект данной системы, Платон приводит миф, оправдывающий существующее неравенство между людьми. Он пишет, что хотя и все члены государства братья Там же, С. 163 но бог изначально создал людей разными, он создал людей трех сортов самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие из серебра и простая толпа из меди и железа.

Сделанные из золота пригодны для того, чтобы быть правителями, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должны заниматься физическим трудом. Обычно, но ни в ком случае обязательно, дети будут принадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат их родители когда они не принадлежат к этому сословию, их следует соответственно повышать или понижать.

Все вы друг другу родственники, по большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебреное потомство, а от серебра золотое то же и в остальных случаях Там же, С. 163 Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.