Отношение к частной собственности

Отношение к частной собственности. Возможно, Платон стал одним из самых первых критиков частной собственности.

Собственность и добродетель несовместимы, поэтому высшие сословия по Платону не должны ею обладать. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. За рабочими Платон оставляет принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а только соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов - правителей и воинов. Отношения собственности распространяются также и на семью для высших сословий.

Платон утверждает, что и жены, и дети должны быть общими. В высказывании Это моя вещь, или Это моя жена автор видит проявление эгоизма. Браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины в пределах касты считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех мужчин.

Однако все эти ограничения не распространяются на низшее сословие производителей. Но регулирование предполагается и там. Платон, не вдаваясь в подробности, поручает его правителям.