рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ состава и структуры семантического поля время

Анализ состава и структуры семантического поля время - раздел Философия, Категории “время” и “пространство” в философии и филологии Анализ Состава И Структуры Семантического Поля Время. Семантическое Поле Врем...

Анализ состава и структуры семантического поля время. Семантическое поле время в поэтическом языке Б. Пастернака по объему отличается от аналогичного поля, существующего в литературном языке.

Границы этого окказионального системного объединения относительны в силу того, что доминанта время выступает здесь как предельно общая абстракция.

Компоненты поля не поддаются точным статистическим подсчетам. Рассматриваемое лексико-семантическое объединение отмечено широтой состава и в плане наполнения отличается от аналогичного узуального поля, существующего в литературном языке. Состав поля обширен, и составляющие его компоненты характеризуются при наличии интегральной семы время множеством дифференциальных оттенков значений, так как характеризуют многообразные проявления темпоральных отношений.

Пестрота и разнообразие состава рассматриваемого поля позволяют выделить в нём ряд тематических групп микрополей дни недели, месяцы, поры года, время суток, единицы измерения, характеризующиеся относительной обозримостью. Грамматическая характеристика компонентов поля время тоже многообразна. Здесь выступают слова разных частей речи. Среди них наиболее часто отмечены имена существительные рассвет, весна, день, минута, миг и мн.др широко употребительны наречия утром, спозаранку, ежедневно, сегодня. Использует Пастернак также имена числительные - порядковые и количественные первый, тридцать, тысяча девятьсот пятый, имена прилагательные прошлогодняя, весенний, субстантивированные прилагательные и причастия грядущее, будущее и др. Состав темпорального поля характеризуется не только морфологической разнородностью, но и синтаксической.

Кроме отдельных лексем год, прошлогодний, светать и др. и их словоформ, здесь выступают устойчивые сочетания слов с восхода до захода, днем и ночью, до свадьбы заживет, на днях, до зари, с первым светом, год за годом, бабье лето, с давних пор и др описательные обороты конец полугодия, близость праздничных дней, пора листопада и др Окказиональное поле номинаций времени у Пастернака включает разнородные по стилистической принадлежности номинации.

В анализируемой подсистеме выступают как общеупотребительные лексемы утро, зима, рассвет, мгновенье и т.п так и слова ограниченной сферы использования рань разг чуть свет прост до свадьбы заживет разг прост встарь высок.

Ож 656, 701, 699, 106 . Семантическое поле - синтезирующая языковая категория. Она представляет собой систему, составляющие элементы которой находятся в различных отношениях друг с другом и с доминантой поля. В структуре рассматриваемого окказионального поля представлены все типы семантических отношений лексических единиц. Во-первых, это разного рода парадигматические отношения, среди которых а гипонимические сутки гипероним - ночь, утро, день, полдень, вечер гипонимы месяц гипероним - январь, февраль, март гипонимы пора года гипоним - зима, весна, лето, осень гипероним и др. б градуальные выделяются в кругу гипонимических миг, минута, час, сутки, месяц, год, вечность и др. в синонимические эквивалентные будущее - грядущее, заря - рассвет и др. г антонимические отношения противоположности миг - вечность, рассвет - закат, моментальный - вечный и др. д отношения конверсии обратности позже - раньше, последний - первый и др. В темпоральном поле, выделяемом в художественной речи Б.Пастернака, присутствуют также синтагматические сочетаемостные отношения время сессии, промежуток времени, продлить время, удобное время и др. многообразные деривационные связи утро, утренний, утренник, поутру, наутро и др. Компоненты рассматриваемого поля объединяются и по ассоциации.

Так, с доминантой время ассоциативными отношениями связаны лексемы бежит, возраст, годовщина, жизнь, ход, расти, занимать, наказание, расплата, вперед, летит, проходить и др Окказиональной микросистеме время в идиолекте Б. Пастернака присущи черты, свойственные названной категории и как атрибуту материи в философии, и как форме отражения мира в литературе.

В первом случае это связь с пространством, движением, материей, длительность, абсолютность.

Во втором - бульшая конкретность по сравнению с категорией пространство весной в Благовещенье сорок лет без малого в ноябре, часу в четвертом к закату в этот час в девять и др. несоответствие художественного времени реальному ночь в полдень и др. дискретность объектами изображения являются определенные отрезки времени год, лето, летняя ночь, преддверие зимы зазимки и др В поэтическом идиолекте Пастернака представлены все виды литературного времени биографическое детство, старость и др. историческое тысяча девятьсот пятый год и др. космическое вечность и др. календарное с октября, в четверг и др. суточное закат, полдень, поутру и др причем суточное и календарное преобладают в количественном отношении.

Пастернаковское время конкретно, так как служит для обозначения определенного времени года, суток и др окказиональное время характеризуется бессобытийностью.

Оно не привязано к какому-либо определенному событию, действию, потому что в стихотворениях Пастернака, как правило, нет четкого сюжета лирика поэта философична, медитативна. Следует отметить, что для творчества Пастернака, как и в целом для литературы XX в свойственна усложненная структура художественного времени.

Это, во-первых, отсутствие объективности и независимости от человеческого сознания во-вторых, субъективность, тесная связь с внутренним миром лирического героя наконец, нелинейное, скачкообразное движение времени, нарушение его традиционного хода от прошлого к будущему. Названные особенности обусловлены спецификой современного литературного творчества. Вместе с тем окказиональному семантическому полю свойственны индивидуализированные характеристики, отличающие время в языковой картине мира Б.Л. Пастернака от темпоральных представлений в узусе.

Прежде всего, это преобладание в составе пастернаковского поля слов, отражающих такие особенности его мировидения, как свойственное поэту экспрессивное восприятие действительности, его стремление уловить мимолетное, преходящее. Поэтому объекты изображения в его лирике, названные лексемами субстантивного характера, как правило, динамичны.

Так, в составе анализируемого поля значительное место занимают субстантивные номинации ливень, лавина, лава, обвал, извержение, огнедышащая гора, вьюга, буран, дождь, ветер, гроза, метель, вихрь, град, гром, пучина, шторм имеют в семантической структуре семы стихийно, интенсивно, динамично проявляющийся. Эти лексемы заряжают экспрессивностью другие слова в поэтической речи Пастернака, с которыми они связаны разного рода синтагматическими отношениями. Так, еще более отчетливо экспрессия мировосприятия поэта отражается в обозначениях действий.

Использование глаголов врывается, повалит, захлебывается, мчится, срывается, спрыгивает, метет, валится, разбивается, проносится, расшибается, рвется и др. свидетельствует о том, что у Пастернака всё движется с поразительной энергией, массивностью, неостановимостью. В свою очередь, экспрессивность действий усиливается за счет наречий, характеризующих эти действия невтерпь, залпом, вмиг, внезапно, взахлеб, навзрыд, вдребезги, наповал.

Во-вторых, художественному времени у Пастернака присуща контрастность, даже полярность понятий. Однако она воспринимается иначе, чем в узусе. Например, в поэтической речи у Пастернака четко представлена оппозиция миг - вечность, относящаяся к рассматриваемой системе Мгновенье длится этот миг, Но он и вечность бы затмил Тема с вариациями Тексты цитируются по изданию Пастернак Б.Л. Избранное в 2-х томах. Том 1. Стихотворения и поэмы М 1985 623 с. И вот бессмертные на время Мы к лику сотен причтены Спекторский стоят времена, Исчезая за краешком мгновенья Высокая болезнь гроза, моментальная навек - в названии стихотворения 34 с. 109 . Как видим, эта полярность может выступать в коррелирующих лексемах миг - вечность, но чаще проявляется на уровне сем моментальный - навек. В поэтической картине мира Б.Л. Пастернака, однако, нет иерархической связи между отдельными явлениями и их метаморфическими рядами, поэтому любая ее часть и любое моментальное впечатление, будучи субъективным восприятием, представлено как целое см. 69 с. 169 . Рассмотрим в качестве примера оппозицию вечность - миг в строке Мгновенье длится этот миг, Но он и вечность бы затмил Тема с вариациями. Как видно, миг тут изъят из общего потока времени.

Он - этот, т.е. отличающийся от всех других, исключительный, единственный.

Дифференциальная сема в содержании лексемы миг - мгновенность, очень краткий промежуток времени см. Ож 355 - на первый взгляд, та же, что и в общеязыковом употреблении Однако в поэтическом контексте Пастернака миг - это только вариант видоизменение, разновидность вечности, то есть породившего его инварианта - единицы, заключающей в себе все основные признаки своих конкретных реализаций.

Вечность и миг соотнесены тут друг с другом как звенья одной и той же трансформационной парадигмы. Во временном отношении данный миг даже превышает вечность он и вечность бы затмил, то есть миг существует, не имея длительности. Следовательно, компоненты оппозиции миг - вечность воспринимаются как равноправные, несмотря на кажущуюся полярность значений.

Таким образом реализуется пастернаковский принцип уравнивания случайного с сущностным Исследователи поэтики Пастернака видят в лексеме миг - не временной или даже вневременной феномен онтологически он противопоставлен мгновению именно как минимальной временной единице, сведенной до абстрактной точки, в которой и выявляется феномен мига - вечности. Этот Миг находится за пределами всякого времени, будь то мгновенье или вечность, и за пределами всякого материального мира см. 70 с. 305 Анализ состава, структуры и организации семантического поля время позволяет заключить, что в поэтическом идиолекте Б.Л. Пастернака данная категория представлена не только значительно богаче, чем в узусе, но и совершенно необычна в силу оригинального авторского восприятия мира, которое и выступает как примета неповторимого поэтического таланта автора.

II. 2. Семантическое поле пространство Доминанта пространство тоже является абстрактной, следовательно, границы данного поля и в узусе, и в художественной речи будут столь же относительны, как и границы поля время, а определение точных количественных параметров поля невозможно.

Однако анализ текстов Пастернака свидетельствует о том, что состав поля пространство в идиолекте этого поэта шире, чем в узусе. Это связано, во-первых, со своеобразием словоупотребления художника, а во-вторых - с тем, что в состав пастернаковского поля пространственных обозначений входит значительное количество микро- и макротопонимов.

На географической карте Пастернака можно обнаружить следующие объекты Балашов, Ржакса, Мучкап, Романовка, Подольск, Марбург, Венеция, Киев, Омск, Кама, Петербург, Переделкино, Грузия, Тифлис, Кавказ, Москва, Спасское, Персия и т.п. Семантическое поле пространство, как и поле темпоральных обозначений, тоже имеет сложную структуру. В пределах названного поля можно выделить ряд тематических групп стороны света, стихии, территориальные единицы, города, страны, местоположение, единицы длины, способ передвижения и др. В состав этих микрополей входят как узуальные, так и окказиональные элементы. Грамматическое наполнение поля разнообразно.

Как и в поле время, здесь выступают слова разной морфологической квалификации. Микросистема пространство представлена, во-первых, многочисленными отдельными существительными лес, яр, парк, дом, сад и др. во-вторых существительными в сочетании с предлогами к двери, в театре, за полем, к грядам, на север и др. в-третьих - наречиями прочь, ввысь, поодаль, здесь, вдаль, влево и др. в четвертых - глаголами бегать, мчаться, рваться, выйти, прислониться и др. и, наконец - прилагательными безбрежный, дальний, северный, крайний и др в том числе субстантивированными мастерские, Вселенная. Разнообразие состава названного поля в поэтической речи Бориса Пастернака представлено и в характеристике его компонентов на синтаксическом уровне.

Так, в составе поля можно выделить 1 отдельные лексемы каморка, скала, море, дом, улицы, гавань, бескрайний, городской и др. 2 устойчивые сочетания слов на белом свете, Млечный путь, на свете, за город, куда нога не ступала и др при этом часть их подвергается авторской интерпретации из ночи в ночь ср. изо дня в день 3 описательные перифрастические обороты прочь к грядам, в груди твоей, под ясным небом, от края небес до оврага, за желоб и через и др Большая часть компонентов поля пространство относится к общеупотребительной лексике, однако отмечены и лексемы ограниченной сферы использования волость, вотчина, слобода, верста, аршин уст с час разг. и др. Ож 95 100 730 75 30 877 . Структурная организация окказионального поля пространство схожа с полем темпоральных обозначений.

В ней выявлены такие типы парадигматических семантических отношений, как а гипонимические гипероним стихия - гипонимы земля, вода, воздух, огонь гипероним пустыня - гипоним Сахара и др. б градуальные дом, улица, город, уезд, страна, Земля, Вселенная и др. в синонимические везде - повсюду, небосвод - небосклон и др. г антонимические ступеньки - звезда, север - юг, земля - небо и др. д отношения конверсии далеко - близко, от себя - к себе и др В рамках исследуемого поля, как и в поле темпоральных обозначений, выделяются также синтагматические отношения в колодец взгляда, на высоте подсвечника, выплывает из мути, полдень мира и др деривационные небо, небосвод, небесный мир, мирозданье даль, далекий, дальний, далеко и др ассоциативные так, с ядром пространство по ассоциации связаны лексемы простирается, дорога, карта, точка, замкнутый, путь, море и др Пространство в поэтическом идиолекте Б.Л. Пастернака имеет черты, свойственные категории пространство в философии.

Это связь со временем, с материей, движением, протяженность и т.п. Как пространству в литературе в целом, так и пастернаковскому пространству присущи - максимальная условность, отсутствие материальности, наглядности, достоверности, в силу чего пространство воспринимается ассоциативно тридцать верст забывшихся пространств твердыня Урала мучительно великий простор туда, где ливень и др дискретность фрагментарность - пространство не обозначается, подробно указываются лишь детали Я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы.

Я с улицы. В целом пространство, отраженное в языковой картине мира Пастернака, соответствует современной модели пространства в узусе оно представляет собой внутренне структурированную микросистему, где по отношению к человеку выделяются следующие зоны даль, перёд, близь, высь, верх, низ, глубь см. 17 с. 80 . К индивидуальным, собственно пастернаковским чертам названной микросистемы относится, как и в системе временных обозначений, полярность понятий.

Пространство у Пастернака можно условно разделить на макромир и микромир, которым соответствует пейзаж и интерьер.

Макромир представляет собой открытое пространство его обозначениями выступают лексемы лес, сад, степь, овраг, север, небосвод, Урал и др Микромир - пространство, обжитое человеком, в нем значительную роль играют предметы быта, представленные в речи Пастернака детально и подробно с помощью общеупотребительных слов часы, посуда миска, самовар, блюдо, обои, гардина, стол, рояль, мебель, пара форточных петелек, корешки старинных книг, тушь и транспортир, трюмо, тумба и др Однако, как правило, автор приписывает этим предметам чувства и эмоции, и в результате семантика лексем, называющих отдельные детали интерьера, неизмеримо расширяется в смысловом объеме Ты зовешь меня святым.

Я тебе и дик и чуден А глыбастые цветы На часах и на посуде Мухи мучкапской чайной - внешний предмет соединяется с я лирического героя.

Надо отметить, что четкой границы между макро- и микромиром в поэтическом контексте у Пастернака нет Меж блюд и мисок молнии вертелись А следом гром откормленный скакал Спекторский В Париже из под крыши Венера или Марс Глядят, какой в афише Объявлен новый фарс В пространствах беспредельных. С одной стороны - блюда и миски знак микромира, с другой - молнии и гром знак макромира. В поэтическом контексте, однако, компоненты оппозиции выступает как равноправные.

Единство миров передается у поэта и через изображение движения в пространстве движение устремлено вовне, из замкнутого помещения в бесконечность От окна на аршин, Пробирая шерстинки бурнуса, Клялся льдами вершин Спи, родная, лавиной вернуся Демон. Здесь, как отмечает В. Альфонсов, сначала - странная зрительная перспектива, характерная для больного внимание к близлежащим предметам, а за ней - сразу бесконечное пространство см. 3 с. 137 . Названная черта объединение микро- и макропространственных представлений в поэтической картине мира Б.Пастернака выступает в идиолекте этого поэта и в сближении земного и космического.

Реализуя в своем творчестве возможность сливать воедино разные пространства, Пастернак уравнивает полюсы кореллятивной пары лексем, называющих микро- и макропространственные явления.

Их смысловой контакт способствует приравниванию будничного, малого, повседневного к большому, вселенскому.

Например И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье - лишь страсти разряды Уральские стихи. Здесь номинации конкретных объектов действительности сады, пруды, ограды употреблены в ряду однородных подлежащих с отвлеченной лексемой мирозданье.

Исследователи отмечают, что у Пастернака вещам обихода придан статус поистине космический дистанция между бытом и бытием упразднена см. 62 с. 631 . Так, в поэтической картине мира Б.Л. Пастернака нет традиционного изображения звезд элементов макромира как чего-то недосягаемого, непостижимого. Здесь звезды являются частью мира земного, они почти физически ощутимы Когда еще звезды так низко росли? Степь Казалось, в звезды, словно за чулок Мякина забивается и колет В степи охладел закат Ночь встает без сил с омета И сор со звезд сметает Ночь. Пространство у Пастернака характеризуется всеохватностью, открытостью И Млечный Путь стороной ведет На Керчь, как шлях, скотом пропылен.

Зайти за хаты, и дух займет Открыт, открыт с четырех сторон. Ночь. При этом изображение открытого пространства у Пастернака тоже экспрессивно - это дальний горизонт, мучительно великий простор, былое бездонное, безбрежная степь, глубь Мазурских озер, растущая даль, беспредельная ширь, настежь открытое море, бескрайний вид и др. Здесь лексемы, выступающие как знаки открытого пространства, распространяются, как правило, за счет слов, содержащих семы огромный, неохватный, неизмеримый горизонт - дальний, простор - мучительно великий, ширь - беспредельная и т.п. Экспрессивность, как специфическая черта идиолекта художника, обусловила в анализируемом поле активное функционирование обозначений экстремального пространства.

Пастернаковское пространство сопряжено с фактором опасности. Излюбленными объектами изображения у художника выступают явления, демонстрирующие силу стихий пучина, окаченная луной Скала и шторм и шум, и чад, и шторм взасос Тема шабаш . скал Спекторский взвившись, ветер прет наощупь Вариации стихия свободной стихии Подражательная башен шквал Тема век безумный Послесловье смерч на воле погибал Подражательная вихрь степной свистел Степь катились градом камни, балки, пот Спекторский твердь, вмиг воспламенившись, хватает клубья искр Тема с вариациями степь неслась рекой безбрежной Степь сток, сумасшедший, как обвал Пей и пиши непрерывным патрулем глыбы утренней зыби Оригинальная и др. Наконец, пространство в контексте лирики Пастернака характеризуется мобильностью.

Элементы микро- и маркопространства почти всегда в движении мельница, вагон, бродящий запах бродячего вина, говор мембран, шарканье клумб, выхлестнутый чай, опрокидываются массивы, толпится листва, гроза бежит по галерее, топтался дождик у дверей и др Номинации некоторых пространственных объектов имеют в языковой картине мира Пастернака индивидуальные характеристики и в силу того, что обретают статус символов. Так, пропасти, обрывы, обвалы, копи, рудники выступают как знаки ада. Горы же, по словам В.Н. Альфонсова, автор называет вершиной демонического совершенства планеты 3 с. 168 . Художник изображает их как воплощение незыблемого, а потому - вечного, наделяет их титаническими свойствами седой незыблемый Кавказ Пока мы по Кавказу лазаем твердыня Урала Урал впервые объятья в тысячу охватов о Казбеке Кавказ За исполином исполин, Один другого злей и краше, Спирали выход из долин Пока мы по Кавказу лазаем и др. Проанализировав в поэтическом контексте окказиональное семантическое поле пространство, можно сделать выводы о том, что в идиолекте Б.Л. Пастернака оно не только представлено более широко и многообразно, чем в узусе, но и отмечено ярко выраженными индивидуализирующими чертами, которые обусловлены спецификой мировосприятия художника.

II. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Категории “время” и “пространство” в философии и филологии

Если литература рассматривает идиолект как специфические речевые особенности данного носителя языка в узком смысле , то в лингвистике под идиолектом… В этой связи целесообразно рассматривать идиолект художников слова - самых… Каждый из писателей использует известную совокупность языковых средств, которые различаются в зависимости от авторства…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ состава и структуры семантического поля время

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категории время и пространство в философии и филологии
Категории время и пространство в философии и филологии. Идиолект каждого автора - это отражение языковой картины мира, где фиксируется то, что для автора важно, что он видит, слышит и чувствует. В

Общая характеристика поэтического идиолекта Б. Пастернака
Общая характеристика поэтического идиолекта Б. Пастернака. В современной лингвистике существует понятие языковая личность. Под этим термином понимается совокупность и результат реализации способнос

Семантическое поле в языке и художественной речи
Семантическое поле в языке и художественной речи. Концепты время и пространство в поэтическом идиолекте Бориса Пастернака представлены разветвленной и весьма содержательной системой обозначений.

Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака
Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака. Семантические поля время и пространство в языковой картине мира Б.Л. Пастернака как и в языке в целом не являются изолированным

Особенности стилистической семантики слова в
Особенности стилистической семантики слова в. поэтическом языке Б. Пастернака Микросистемы время и пространство в художественной речи Бориса Пастернака выполняют связующую и организующую роль. Спец

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги